Le Temps | 3 марта 2006 г.
Буш получил в Индии желанный трофей - ядерный договор
Ален Кампиотти
Джордж Буш отправился к памятнику Ганди, чтобы возложить к нему несколько венков с цветами. Накануне антиамерикански настроенная писательница Арундхати Рой сказала: это будет равнозначно тому, чтобы "вылить пинту крови" на камень Махатмы. Но так, как Рой, в ее стране думает меньшинство. Большинство индийцев принимают то, что американский лидер приехал им предложить: превращение наказания в вознаграждение. В итоге президент США и индийский премьер-министр Манмохан Сингх подписали договор о ядерном сотрудничестве, который еще не был готов накануне, когда президентский самолет приземлился в Дели. Переговорщиков торопили: Джорджу Бушу была нужна эта победа. Время бежит, а в его активе побед не много.
Манмохан Сингх сказал, что, подписывая этот документ, два лидера "пишут историю". Он мог бы сказать, что они ее переписывают. Если договор будет одобрен конгрессом США, он откроет Индии доступ к ядерным технологиям и ядерному топливу США и других стран, которые этого захотят.
Это радикальный поворот. Индия была самым упрямым противником заключенного в 1968 году Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), так как вынашивала планы обзавестись бомбой. Начав в 1974 году, она добилась этой цели в 1998 году. Результатом стал разрыв отношений в данной области, бойкот, объявленный мятежнику. Американский президент приехал для того, чтобы стереть это черное пятно.
Подробности уступок, сделанных индийским правительством, еще неизвестны. Но главное, оно согласилось существенно увеличить количество реакторов, относящихся к категории гражданских объектов, а следовательно, открытых для инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Поначалу оно соглашалось открыть 4 реактора из 22, потом эта цифра увеличилась до 14. Еще 6 реакторов остаются военными, то есть закрытыми для инспекций.
У Индии было много причин подписать договор, несмотря на вопли левых об утрате независимости. Взамен она получает реинтеграцию и доступ к передовым технологиям. У американцев таких причин было еще больше. В резко изменившейся конфигурации сил в Азии США испытывают растущее желание привязать к себе огромную демократическую Индию в качестве партнера. Они не говорят, что нуждаются в ней как в надежном противовесе китайской мощи, но каждый понимает, что это соображение принимается в расчет - как и укрепление партнерства с Японией.
Кроме того, это перспективный рынок для американских ядерных компаний, которым дома тесно. И вообще, для американского экспорта Индия - это многообещающий рынок, который эксплуатируется еще недостаточно, но быстро развивается.
Первые отклики на договор достаточно позитивны. Мухаммед аль-Барадеи, директор МАГАТЭ и лауреат Нобелевской премии мира, его приветствует. Индия, говорит египтянин, может стать важным партнером по ДНЯО, хотя и с особым статусом - ведь она нелегально обзавелась атомной бомбой. Кроме того, она встала на перспективный путь удовлетворения своих энергетических потребностей. Здесь также виден расчет американцев: они поощряют развитие АЭС в странах, где этому не оказывается сильного сопротивления, чтобы понемногу избавляться от нефтяной зависимости.
В пятницу Джордж Буш прибывает в Пакистан, лидер которого, генерал Мушарраф, хотел бы, чтобы режим, предоставленный Индии, был распространен и на Пакистан. "Об этом и речи быть не может", - напомнил переговорщик Николас Бернс. Ведь эта страна была злостным нарушителем принципа нераспространения: через "сеть Абдул Кадыра Хана" ядерное топливо и технологии попадали к тем, кто тоже хотел создать бомбу. Политика двойных стандартов, скажет генерал. То же самое скажут другие знаменитые страны-изгои - Иран и Северная Корея.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях