Le Temps | 3 марта 2006 г.
Саддам Хусейн меняет стратегию защиты
Стефан Бюссар
Если это не поворот на 180 градусов, то это очень его напоминает. В среду на суде свергнутый диктатор Саддам Хусейн признал свою ответственность за убийство 148 человек, в том числе детей, в деревне Дуджайль в 1982 году. "Это я отдал приказ. Я не привык перекладывать ответственность на других", - заявил он.
Если раньше Саддам упорно не признавал легитимность иракского Верховного трибунала, ведущего процесс по его делу, теперь он, похоже, избрал новую стратегию защиты. По мнению экспертов-правоведов, бывший иракский президент попытается представить расправы как разумную меру, спровоцированную действиями шиитских формирований, которые пытались убить его в 1982 году. В то время Ирак воевал с Ираном. Как считают эксперты, Саддам постарается представить свои приказы как оправданные с точки зрения действовавших тогда законов и конституции и доказать, что в качестве главы государства "он действовал правомочно".
По мнению Майкла Шарфа (профессора права, который готовил судей, разбирающих дело Саддама, и в свое время оказал помощь в создании Международного трибунала по бывшей Югославии), слова которого приводит газета Christian Science Monitor, защита будет проводить параллель между событиями в Дуджайле и тем, что делали США в Афганистане и Ираке.
Марк Энзелен, специалист по международному уголовному праву, не разделяет этого мнения. "Действуя так, Саддам Хусейн выставляет себя в роли национального героя. Он хочет оставить след в истории. Но это, скорее всего, не изменит приговора. Мне трудно представить себе сценарий, по которому Саддама не приговорят к смертной казни. Если он будет приговорен к пожизненному заключению, в арабском мире это может быть воспринято как слабость", - говорит адвокат из Женевы.
Действительно, в четверг многие иракцы открыто выражали гордость по поводу того, что их бывший президент защищает себя как глава государства. "Когда он пришел к власти, Ирак был деревней. Он сделал его большой страной. А те, кто сейчас у власти, что они сделали? За последние дни погибло больше людей, чем тогда в Дуджайле", - сказал один торговец корреспонденту AFP. Сейчас, когда бывший диктатор признал свою ответственность - но не вину - за произошедшее, некоторые требуют окончания процесса.
Смертная казнь или пожизненное заключение? Учитывая ауру, окружающую бывшего раиса, процесс по делу Саддама может быстро превратиться в настоящую головоломку. Приговорить его к смертной казни? Это наверняка вызовет бурную реакцию у суннитов в момент, когда соперничество между общинами породило волну насилия, в частности в Самарре, где была взорвана шиитская мечеть. Держать его в тюрьме пожизненно? Это значило бы сохранять живой миф, что весьма опасно в Ираке, которому угрожает гражданская война.
Хотя Марк Энзелен считает свое мнение гласом вопиющего в пустыне, он думает, что вместо трибунала, в котором судьи были назначены иракской исполнительной властью, было бы предпочтительнее иметь Международный уголовный трибунал. "Подобный орган было бы трудно упрекнуть в предвзятости, и он мог бы отделить судебный процесс от иракской ситуации - очень сложной в плане обеспечения безопасности и сбора доказательств. Юридическая и политическая легитимность процесса была бы выше".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях