The Washington Times | 3 марта 2006 г.
Что происходит в Молдавии?
Уэйн Мери
Стоит ли считать преступлением тот факт, что средства доставки ядерного оружия не были проданы Ирану? Но это посчитали преступлением в Молдавии - стране, которая получает от США финансовую помощь и политическую поддержку.
После распада СССР в Молдавии осталась эскадрилья самолетов МиГ-29. Большинство машин относились к современным моделям, предназначенным для использования исключительно в советских ВВС. Такие самолеты не шли на экспорт, их даже не продавали союзникам по Варшавскому договору - многие из них обладали способностью нести на борту тактическое ядерное оружие. При этом Молдавия является самой бедной страной Европы, уровень жизни в которой ниже, чем в Албании, и она не может купить даже топливо для этих самолетов.
В начале 1997 года некий человек с сомнительной репутацией, имеющий отношение к глобальному черному рынку вооружений, предложил новому молдавскому правительству купить эти МиГи от имени третьей стороны. Позже стало известно, что третьей стороной является Иран. Называлась сумма в 95 млн долларов, но до выплаты этих денег дело так и не дошло. Дело в том, что в ситуацию поспешили вмешаться Соединенные Штаты, предотвратившие сделку.
В то время я в качестве официального представителя министра обороны Соединенных Штатов приехал в Молдавию для обсуждения этой проблемы непосредственно с новым министром обороны, Валерием Пассатом. Он, а также президент страны Петр Лучинский быстро осознали, что в случае продажи самолетов государству-изгою США применят санкции против Молдавии. В итоге Молдавия расстроила бы отношения с одним из немногих западных правительств, которые оказывали ей поддержку. Лучинский и Пассат также поняли, насколько сомнительным является предложение, которое им делал ранее вышеупомянутый представитель черного рынка вооружений.
Соединенные Штаты поставили цель не допустить, чтобы эти современные самолеты попали на мировые рынки вооружений. Мы обдумали несколько вариантов и в итоге остановились на таком, который способствовал удовлетворению интересов обеих стран. Молдавское правительство отчаянно нуждалось в деньгах для финансирования социальных программ. Вашингтону не были нужны эти МиГи для использования в своих вооруженных силах, но была необходима гарантия неиспользования их в военных целях. В конце концов я сделал Молдавии щедрое предложение: США решили купить эти МиГи. Вести переговоры с Пассатом было очень трудно, он затянул переговоры на много месяцев. В итоге мы заключили с Лучинским сделку по продаже 21 самолета. Пассат в данном случае был скорее помехой.
С 1991 года у власти в Молдавии находится коммунистическое правительство. Пассат является членом оппозиционной партии "Демократическая Молдова", а также представителем РАО ЕЭС в Молдавии. В прошлом году он был арестован и в течение двух месяцев содержался под стражей без предъявления обвинений. Затем на закрытом судебном заседании было рассмотрено дело Пассата, которого обвинили в том, что он злоупотребил служебным положением и причинил убытки своей стране, продав МиГи Вашингтону за меньшую цену, чем та, которую предлагали представители Ирана. В январе этого года Пассата приговорили к 10 годам заключения в колонии строгого режима.
Бывший посол США в Молдавии и я подготовили подробные письменные показания в защиту Пассата для приобщения к материалам дела, где содержится подробная информация о сделке по продаже самолетов, заверенной Госдепом США и Пентагоном. Но молдавские власти запретили использовать наши показания в качестве доказательств в суде.
Пассата обвинили в том, что он совершил преступление, не продав МиГи Ирану, а также пошел на преступный сговор с Пентагоном с целью совершить мошенничество во вред собственной стране. Все эти обвинения являются фикцией, истинная цель этого политического процесса в советском стиле - подавить политическую оппозицию.
У меня нет никаких отношений с Пассатом. Более того, я не питаю к нему особой симпатии. Он вряд ли лучше, чем какой-либо другой представитель политической элиты Молдавии, которая очень плохо служит интересам своей страны. Однако я считаю гражданским долгом сообщить об имеющихся у меня доказательствах по уголовному делу, в данном случае являющемуся пародией на правосудие.
В Европе некоторые депутаты начали задавать жесткие вопросы по поводу дела Пассата. То же самое должны сделать и американские конгрессмены, особенно учитывая тот факт, что выдвинутые против Пассата обвинения стали частью кампании, направленной против Соединенных Штатов. Кроме того, речь идет о миллионах долларов, уплаченных американскими налогоплательщиками, затраченных как выкуп МиГов, так и на программы помощи Молдавии. И наконец, речь идет о том, действительно ли США поддерживают развитие норм права на территории бывшего СССР, как мы часто заявляем.
Конгресс должен понять, что в отношениях между Соединенными Штатами и Молдавией действительно не все чисто, и обманутыми остаются как раз Соединенные Штаты.
Уэйн Мери, бывший официальный представитель Госдепартамента США и Пентагона, является сотрудником Американского совета по внешней политике
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях