Frankfurter Rundschau | 3 марта 2008 г.
Хрупкая стабильность России
Флориан Хассель
У нового президента России Дмитрия Медведева есть одна проблема. И она совсем не связана с вопросом о том, какую легитимность ему обеспечили результаты воскресных выборов или величина явки на них. Поскольку в то время, как Владимир Путин 8 лет назад в результате второй чеченской войны въехал в Кремль как проводящий жесткую политическую линию премьер, Медведева до сих пор преследует имидж слабака. Слабака, который к тому же, на взгляд россиян, находится в зависимости от Путина и не представляет собой самостоятельной политической фигуры. Если он захочет изменить этот образ, ему придется так или иначе становится независимым от Путина.
И здесь существуют две возможные модели: либо Путин будет держаться за власть и в качестве премьера играть в России первую политическую скрипку. И тогда Медведеву придется после адаптационного периода порвать с Путиным и отправить его в отставку, чтобы окончательно выйти из его тени. Либо же Путин добровольно выйдет в отставку.
И последний вариант не так уж и невозможен, как может показаться на первый взгляд. Если бы Путин хотел сохранить власть в своих руках любой ценой, то он без проблем мог бы изменить конституцию и остаться в Кремле. А смена президентского кресла на премьерское - о которой, впрочем, было только объявлено - служит, возможно, лишь тому, чтобы добавить Медведеву при помощи Путина того авторитета, которого ему самому не хватает, и помочь ему вжиться в должность в тандеме с бывшим президентом. Если этот вариант соответствует действительности, то расставание Путина с властью в должности премьера вполне реально.
В любом случае Россия стоит на пороге возрастающей нестабильности. Властная элита еще неопределенное время не будет знать, должна ли она окончательно переориентироваться на Медведева или держаться Путина. Количество внутренних войн, арестов и убийств возросло еще за несколько месяцев до выборов. И они не закончатся с инаугурацией пока что слабого президента. Кроме того, война на Северном Кавказе не окончена, она только исчезла с первых полос изданий и вышла за пределы Чечни. До сих пор каждый год в партизанской войне гибнут сотни военнослужащих, милиционеров, боевиков и мирных граждан. И это лишь вопрос времени - сердце России снова может потрясти теракт.
В пользу стабильности не говорит и тот факт, что президентские выборы по всей вероятности проходили так же, как и парламентские выборы в декабре: высокая явка избирателей была гарантирована при помощи различных методов принуждения и манипуляций. Ведь до этого 58% респондентов последнего независимого центра по изучению общественного мнения "Левада-центра" признавались, что выборы не заслуживают своего названия, а являются фарсом. И только 53% считали целесообразным прийти на избирательные участки. Эти данные поразительным образом совпадают с новыми независимыми анализами парламентских выборов 2 декабря, опубликованными газетой Moscow Times. Те выборы Кремль преподносил как референдум в поддержку курса Путина. Вместо официально объявленных 63% явки избирателей в выборах на самом деле приняли участие всего 50,2%, а остальные 13% были, по всей видимости, просто приписаны.
Если верить этому сообщению, как и независимым российским наблюдателям, которые говорили о том, что в это воскресенье имели место манипуляции и принудительные меры, при помощи которых людей вынуждали идти на выборы, официальный результат не свидетельствует о легитимности нового президента и его возможного премьера Путина, как того добивается кремлевская пропаганда. И неважно, какой процент явки был официально объявлен.
Сомнения возникают и в связи с тем, насколько стабильной в экономическом плане останется страна. Потребительский бум в России хоть и на лицо, но все больше экономика основывается исключительно на миллиардных доходах от экспорта нефти, газа и других сырьевых ресурсов, но не на собственном конкурентоспособном промышленном производстве. А цены растут быстрее зарплат и пенсий. Это прежде всего касается таких критических отраслей, как продукты питания и жилье. Когда цены, замороженные на время избирательной кампании, будут отпущены, это приведет к новой волне недовольств.
То есть более чем достаточно почвы для социального взрыва, который может быстро стереть созданный и поддерживаемый Кремлем образ стремящейся вперед России. Кажущаяся такой крепкой стабильность сегодняшней России на самом деле очень хрупкая.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях