Le Figaro | 3 марта 2008 г.
Царь о двух головах
Лора Мандевиль
Отныне в российской земле будет править странный "царь" о двух головах. Одна - 42-летнего юриста Дмитрия Медведева, который не имеет реального опыта политической борьбы и стал президентом в результате процедуры передачи власти, больше напоминающей монархическое престолонаследование, чем всенародные выборы. Другая - обожаемого и всемогущего экс-президента Владимира Путина, который ясно дал понять, что готов стать премьер-министром, чтобы гарантировать преемственность своего курса.
С одной стороны, невысокий и хрупкий молодой человек, который, как говорят, комплексует из-за маленького роста, но кажется более открытым и общительным, чем его предшественник в момент прихода к власти. С другой - Владимир Путин с мускулистым торсом и мужественной самоуверенностью, который сравнивает работу западных журналистов с соплями, размазанными по бумаге, и не стесняется в выражениях, обличая "двойные стандарты Запада" в вопросах демократии. Говоря о преемнике, он заверял, что они будут работать вместе и, хоть их и попытаются разделить, все будет хорошо, без проблем.
Но действительно ли это так? Продержится ли тандем дольше одной весны в России, где традиционно есть место только для одного царя? За кем останется последнее слово, если возникнут разногласия между формальным президентом и "лидером" сегодняшней России? Возможно ли, что сверхпопулярность Путина испарится, как только он лишится административных ресурсов Кремля?
После выборов, не вызвавших ни малейшей искры энтузиазма, так как все было ясно заранее, этот вопрос терзает умы в Москве. Российская политическая сцена моментально перестала казаться стабильной. По мнению экспертов и по слухам, кланы спецслужб, проигравшие битву за преемника, не скрывают своего беспокойства.
Теоретически Владимир Путин, без сомнений, не мог бы найти более послушную фигуру на роль преемника, чем Дмитрий Медведев. Этот лощеный и улыбчивый петербургский технократ всем обязан ему: своей карьерой, своим появлением под лучами прожекторов и, разумеется, своим избранием. Биография нового президента и ее возможные теневые зоны не являются тайной для бывшего главы ФСБ Владимира Путина. Этих настоящих идеологических и политических близнецов, по-видимому, объединяет одинаковое мировоззрение.
Но гарантирует ли это родство, что конфликтов не будет? Большинство аналитиков в этом сомневаются. По их мнению, сама "логика" власти в России должна подтолкнуть Медведева к тому, чтобы вырваться из объятий предшественника и построить собственную основу власти, потому что "невозможно представить, чтобы в России президент ходил за указаниями к премьер-министру, - отмечает экономист Владимир Милов. - Нужно быть матерью Терезой, чтобы не поддаться искушению воспользоваться огромной властью, которую дает президентский пост. А Медведев не мать Тереза, он амбициозен и попробует опереться на сильное стремление к переменам, существующее у части элит".
В реализации этой задачи Медведеву должны помочь бывшие помощники семьи Ельцина, в частности бывший глава президентской администрации Александр Волошин или олигархи Роман Абрамович и Олег Дерипаска, которые в частных беседах не скрывают желания ослабить министерские кланы, ставшие слишком могущественными при Путине.
По конституции, к Медведеву перейдет контроль над спецслужбами, армией и милицией, пусть даже они будут и дальше хранить моральную верность Путину. "Сколь ни уговаривает Путин аудиторию, что они с Медведевым - слаженный дуэт, никто не верит ", - пишет политолог Лилия Шевцова. По ее мнению, заявив о "необходимости свободы во всех ее проявлениях" в ходе кампании, Дмитрий Медведев уже произнес нечто, диссонирующее с путинским авторитаризмом. "Вряд ли Медведев не понимает, что смена вектора является для него единственным шансом обрести собственную легитимацию власти и не остаться в роли одной из масок, которые натягивает на себя старая власть", - добавляет она.
Либеральный политик Борис Немцов уверенно предсказывает начало неизбежного "периода трудностей" и делает ставку на победу нового президента, потому что "в России всегда побеждает тот, кто в Кремле". Кому, как не Владимиру Путину, это знать: ведь именно он пошел против "родителей" ельцинской эпохи после того, как их стараниями оказался на вершине российского Олимпа. Если только "опьянение властью" не отшибло у него память.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях