The New York Times | 3 марта 2008 г.
Российские выборы утвердили преемника Путина
Клиффорд Леви
По итогам воскресных выборов, прошедших по указке Кремля, Дмитрий Медведев, как и ожидалось, уверенно победил, получив возможность стать следующим президентом России.
И хотя в исходе голосования никто не сомневался, будущая роль Медведева вызывает значительные вопросы, поскольку выдвинувший его человек - президент Владимир Путин - намерен остаться в правительстве.
Медведев - скромный помощник Путина, никогда прежде не занимавший выборных должностей. В ходе достаточно вялой предвыборной кампании он культивировал образ реформатора, пообещав справиться с всеобщей коррупцией и установить верховенство закона.
Похоже также, что он занял менее острую позицию по отношению к Западу, чем Путин. Если Медведев действительно будет выступать с подобной платформой после прихода на пост, это станет важным признаком того, что Путин позволяет ему быть не просто подставным руководителем.
Путин пообещал стать премьер-министром при Медведеве. Он уже намекнул, что собирается расширить полномочия главы правительства, хотя после развала Советского Союза премьер обычно играл административную роль.
В ходе пресс-конференции, состоявшейся ранним утром в понедельник, Медведев заверил, что они с Путиным будут управлять Россией сообща. По словам победителя, они давно знакомы и доверяют друг другу. Их отношения, по словам Медведева, могут стать весьма положительным фактором развития нашего государства".
Он заявил, что не планирует изменений в структуре двух постов. На вопрос о том, кто будет определять внешнюю политику, Медведев ответил: "Это, наверное, самый простой вопрос... Внешнюю политику, по конституции Российской Федерации, определяет президент".
В любом случае, подобного двоевластия в России не было с царских времен. Даже если Медведев и Путин будут сотрудничать успешно, как и обещали, сам факт появления двух центров силы может спровоцировать в Кремле конфликты. При Путине во властных структурах нередко происходили междоусобицы.
"Много говорят о возможности значительных противоречий между двумя политиками, но я не думаю, что будут какие-то серьезные разногласия, - говорит Алексей Макаркин, аналитик московского Центра политических технологий. - Если будет конфронтация, это ударит по режиму. Хотя это вопрос не только личных отношений премьер-министра с президентом, но и проблема соперничества их сторонников".
Избрание 42-летнего первого вице-премьера Медведева стало кульминацией восьмилетних усилий Путина по концентрации контроля над правительством, бизнесом и СМИ. Пообещав восстановить стабильность России после потрясений 1990-х годов, Путин все активнее использовал свой авторитет и свою популярность для создания государства, во многих отношениях однопартийного. Российская конституция запрещает Путину баллотироваться на третий срок подряд, и теперь он оставит свой пост, сделав Россию более экономически сильной, но в значительной степени лишив ее политического плюрализма.
В воскресенье вечером Медведев и Путин праздновали свой триумф на рок-концерте, который состоялся под открытым небом на Красной площади в Москве - там собрались тысячи радостных молодых людей. Мероприятие транслировалось по государственному телевидению. Под звуки любимых Медведевым рок-баллад камера показывала, как два лидера, словно в видеоклипе, шагают по пустой части площади к сцене.
"Несмотря на то, что с неба идет неприятный снег, это особенный день нашей страны", - провозгласил Медведев, одетый в черную кожаную куртку и синие джинсы.
Выборы, по его словам, "значат, что мы можем сохранить тот курс, который предложил президент Путин".
"Я благодарю всех граждан России, которые пришли сегодня на избирательные участки, - обратился к собравшимся Путин. - Это говорит о том, что мы живем в демократическом государстве, а наше гражданское общество становится эффективным, ответственным и активным".
В понедельник, на 2:00 ночи по местному времени, когда было подсчитано около 74% бюллетеней, кандидат от партии "Единая Россия" Медведев получил 69% голосов. За ним шел Геннадий Зюганов, представитель Коммунистической партии, набравший 18%. Третье место досталось Владимиру Жириновскому, ультранационалисту из Либерально-демократической партии, с 10% голосов. Андрей Богданов, малоизвестный кандидат, чью Демократическую партию считают творением Кремля, получил 1%.
По официальным данным, явка составила 67%.
Медведев отказался участвовать в дебатах с оппонентами, и его предвыборная кампания в основном базировалась на проходивших по готовому сценарию публичных событиях, которые широко транслировали подконтрольные Кремлю телеканалы. Деятельность его соперников по избирательному списку освещалась гораздо слабее.
В ходе предвыборной кампании Кремль, по сути не допустивший к участию реальную оппозицию, сосредоточил силы на обеспечении явки, достаточной для того, чтобы предотвратить обвинения в нелегитимности выборов.
Как и во время парламентских выборов, состоявшихся в декабре, ведущая группа западных наблюдателей отказалась принимать участие в контроле за воскресным голосованием - ее представители заявили, что российское правительство ввело слишком жесткие ограничения на работу наблюдателей.
Российская неправительственная организация по наблюдению за выборами "Голос" подвергла критике воскресное голосование, заявив, что во многих районах выборы были недемократичными - местные власти оказывали на граждан давление, побуждая голосовать за Медведева.
"Имело место запугивание, людей заставляли брать открепительные удостоверения и голосовать на рабочем месте, - рассказывает исполнительный директор организации Лилия Шибанова. - Это происходило точно так же, как и в ходе парламентских выборов. К несчастью, это уже стало нормой".
Поскольку исход голосования был предопределен, дискуссия развернулась по вопросу о том, какими окажутся цели и стиль управления Медведева - юриста, который, в отличие от Путина, никогда не принадлежал к спецслужбам.
По словам Андрея Пионтковского, известного политического комментатора и критика Путина, очевидно, что Путин выбрал Медведева за верность, а не за другие качества.
"Он обязан будет подчиняться Путину, - заверяет Пионтковский. - Эта искусственная конструкция с участием двух царей создает подлинный фактор нестабильности. Но Путин - умный человек, он выбрал того, кто сможет повредить ему менее всего. Кроме того, это классическая схема "добрый и злой полицейский": Медведев изображает официального "доброго полицейского" перед Западом и российской интеллигенцией".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях