Los Angeles Times | 3 марта 2011 г.
Индийский предприниматель делает бумагу из слоновьего помета
Марк Маньер
Дорога в тысячу ли начинается с одного шага - например, с шага, когда вы вляпываетесь ногой в какую-то грязь, повествует корреспондент The Los Angeles Times Марк Маньер. "Для Виджендера Шехавата первым шагом к успеху стал момент, когда по дороге к храму близ Амберского дворца в Джайпуре он наступил на "слоновью лепешку" и невольно покосился на нее", - пишет автор. Шехават занимался производством бумаги ручной работы, но дело шло плохо. В тот миг он вдруг заметил, что с виду слоновий навоз очень похож на древесную массу. "Эврика!" - подумал Шехават.
Правда, родные сочли его сумасшедшим. Шехават принадлежит к касте воинов - кшатриев. "Члены нашей династии когда-то восседали на тронах. Когда сын объявил о своем решении, мы невольно подумали: "Как низко мы пали!" - сказала в интервью мать Шехавата, Каушалья Канвар.
Хозяйка фирмы, которая закупала продукцию Шехавата, Махима Мехра, тоже сочла идею чересчур странной. Но Шехават экспериментировал и нашел нужную формулу: 75% навоза и 25% хлопка. Мехра тем временем выяснила, что бумагу из слоновьего навоза уже делают в Таиланде, Шри-Ланке и Южной Африке.
"В противовес скептикам они сослались на Ганешу - индуистское божество со слоновьей головой. Заявили, что от вторичного использования божественных экскрементов вреда не будет", - пишет газета. "В нашей стране религия - это все. Внезапно с этой бумагой захотели работать десятки человек", - вспоминает Мехра.
Были сложности и со сбором сырья: в Джайпуре предостаточно погонщиков слонов, которые организуют прогулки для туристов, но погонщики вскоре сообразили, что на отходах слоновьей жизнедеятельности теперь можно заработать. Тогда Шехават взял на себя кормление слонов, благодаря чему качество сырья улучшилось, и все, включая погонщиков, остались довольны.
На упаковках своей бумаги под брэндом Haathi Chaap производители честно пишут: "Сделана из лучшего слоновьего помета в Индии". По словам Мехты, большинство покупателей улыбаются и пытаются понюхать бумагу. Она ничем не пахнет, свидетельствует журналист.
Предприятие Шехавата существует уже 8 лет, он расходует 3300 фунтов навоза в неделю. "Вначале навоз промывают, затем доводят до кипения, добавив соль и питьевую соду, чтобы умерить запах. Эту массу отбивают, просеивают, раскатывают на листы. Финальный этап - просушивание, отнимающее от дня до недели (в сезон дождей)", - повествует газета. Шехават с детства интересуется благотворительностью. Теперь он мечтает перенести свою мастерскую в сельские районы - создать новые рабочие места и своим примером вдохновлять начинающих предпринимателей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях