La Stampa | 3 мая 2001 г.
Молитва на Акрополе
Сильвия Рончей
В ходе 4-го Крестового похода в 1204 году был разрушен Константинополь и разграблен самый цивилизованный город, который называли Оком Христианства. В 1453 году туркам позволили захватить город: папа слишком медлил с принятием решения о финансировании и вооружении венецианского флота, который должен был прийти на помощь византийцам, сдерживавшим осаду Мехмета-Завоевателя. И затем Римская церковь навязала православному миру так называемых униатов: речь идет о католиках, предпочитающих одеваться в черное, не бреющих бороду. Они до сегодняшнего дня ведут пропаганду в пользу Католической церкви. Наименее искушенные западные верующие очень часто принимают их за православных. Униаты никогда не отрекались от своей веры и от католических догматов, послуживших основой раскола в далеком 1054 году, во времена кардинала Гумберта и патриарха Михаила Керулария.
В настоящее время Кароль Войтыла, геополитический папа, мечтающий о визите в Москву, заявляет о намерении ?помолиться на Акрополе?: так же как Святой Павел, символ папского христианизма, в честь которого Войтыла и был поименован.
Визит Иоанна Павла Второго в Грецию, запланированный на 4-5 мая, не следует считать данью уважения христианской традиции, сумевшей противостоять засилью турок. Монахи-общинники горы Афон выступили с протестом против этого визита, заявляя, что папа ?лишь создаст новые проблемы и не сможет ничего предложить взамен Греческой православной церкви?. Наиболее рьяные противники визита утверждают, что Войтыла хочет заставить поверить весь мир в то, что он - единственный и самый великий христианский лидер: радио и телевидение, контролируемые Ватиканом, будут навязывать верующим ничем не подкрепленную идею о превосходстве Римской католической церкви. Глава Греческой православной церкви архиепископ Афинский и всея Греции Христодулос, испытывающий опасения в связи с возможностью проведения уличных манифестаций, каждое воскресенье обращается к своей пастве с призывом успокоиться. Он говорит верующим о том, что решение о визите Папы было принято политиками.
Войтыла постоянно подчеркивает исключительно религиозный характер своих визитов. Но, по мнению членов Синода, разрешение на первый в истории визит Папы в Грецию стал следствием политических соглашений, а не переговоров между Церквями.
Православная церковь неоднократно шла на уступки политикам. Вспомнить хотя бы о греческом архиепископе Бессарионе, гениальном дипломате и стратеге, который незадолго до падения Константинополя на Флорентийском Соборе 1439 года выступил в качестве посредника в деле соединения Церквей. Достигнутый тогда эфемерный компромисс, против которого выступало восточное духовенство, стал актом политического оппортунизма и беспринципности архиепископа. Ученые пришли к выводу о том, что в основе его заключительного выступления на Соборе лежали теологические догмы, с которыми он сам лично не соглашался. Догматический оппортунизм Бессариона можно сравнить с инициативой в духе Rеalpolitik. Очередной Крестовый поход, организованный Римом, завершился провалом в Варне в 1444 году. Но Бессарион, используя предоставленные ему Римской курией полномочия, продолжал следовать своему плану политического спасения через компромисс между Церквями. Идея возвращения Византийского трона в сферу влияния Римской церкви вдохновила Папу-гуманиста Пия Второго на организацию в 1459 году Конференции в Мантуе с участием глав европейских государств. Целью массированного антитурецкого крестового похода было восстановление контроля над Пелопоннесом и возрождение там владычества династии Палеологов. Таким образом, в одной религиозной формуле были объединены две цели: возвращение государственного наследия Константина и престола Петра. Но со смертью Пия Второго и этот проект потерпел крах. И тогда, Бессарион, разочаровавшийся в Западе, не обращая внимания на Курию, приступил к переговорам о браке между последним наследницей Византийского престола Софьей Палеолог и Великим московским князем Иваном III, что в конечном итоге привело к еще более тесному переплетению византийской традиции с православной. Случилось так, что на протяжении многих веков Католическая церковь отгораживалась от православной традиции и от воспоминаний о великой византийской культуре самым настоящим железным занавесом. Византийская история была забыта, мистифицирована цензурой католической историографии. А православие, между тем, возрождалось, опираясь теологически и идеологически на самодержавную доктрину Третьего Рима, утвержденную внуком Софьи Палеолог Иваном Грозным и просуществовавшую вплоть до эпохи правления Сталина и краха коммунистической системы.
В современную эпоху уже не Греческая церковь, изнемогающая под исламским гнетом, а Русская православная церковь, жизнеспособная и связанная с сильным государством, стала настоящим препятствием для католических священников. Сегодня, после падения Берлинской стены, можно говорить и о крушении дамбы, возведенной Бессарионом вокруг традиции и обрядов Византийского христианства. Но, вероятно, это лишь мечта польского папы. ?В Москву, в Москву? , - слышится в каждой новой политической инициативе Иоанна Павла Второго. Всегда, с самого момента основания Руси, Византия была линией, объединяющей или разделяющей Москву и Рим. Линию, пролегающую через Афинский Акрополь и затем, через Украину, можно назвать подходом к цитадели. Прокладывая дорогу через развалины социалистической империи, Войтыла пытается разрушить укрепления, созданные Бессарионом на развалинах Византийской империи, когда он перенес православную традицию в Третий Рим, не желая отдавать пальму первенства Первому Риму после того, как по вине католического духовенства пал Второй Рим.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях