Newsweek | 3 мая 2005 г.
Перспективы Европы
Джордж Уилл
"Величайшая геополитическая катастрофа века". Президент России Владимир Путин о развале Советского Союза
"Ультралиберализм - это новый коммунизм нашего времени". Президент Франции Жак Ширак о предложении приблизить Европейский Союз к большей опоре на свободный рынок.
"Господь Бог дал нацизму просуществовать всего двенадцать лет. Божий промысел не позволил, чтобы это чудовище оставалось спущенным с цепи дольше этого срока". Из главы "Границы зла в европейской истории" последней книги Иоанна Павла II "Память и идентичность".
Если вы думали, что взгляды Европы стали блеклыми, умеренными и предсказуемыми, подумайте получше. Два президента и покойный Папа Римский демонстрируют драматическое смешение настроений, до сих пор обуревающих Европу.
Помните, как в ледяную синеву глаз Путина, продукта советского КГБ, заглянул Джордж Буш и увидел там "душу", которая ему понравилась. Но Путину не нравится то, что он видит на месте бывшего Советского Союза. Когда-то послушные России страны больше не подчиняются. Ему приходится бороться с приметами гражданского общества - могущественными центрами, не контролируемыми Кремлем.
Путин хочет быть президентом сверхдержавы, но ВВП России не намного превышает экономический продукт округа Лос-Анджелес. В 2006 году он будет принимать у себя членов "большой восьмерки", группы развитых демократических стран. Россия не является ни развитой, ни демократической, и у ее лидера нет ни убедительно плана, чтобы превратить ее в первое, ни видимого желания позволить ей быть вторым.
Ширак тоже хотел бы возглавить сверхдержаву - Европу, еще больше консолидированную с помощью конституции, написанной с подачи бывшего президента Франции Валери Жискар д'Эстена. Однако, согласно опросам общественного мнения, 29 мая французы проголосуют против конституции - отчасти для того, чтобы выразить несогласие с недовольствами Ширака.
Ширак выражает недовольство "ультралиберализмом", он же "англосаксонский либерализм". Сталины этого нового коммунизма - это люди типа Маргарет Тэтчер, Рональда Рейгана и даже Тони Блэра - то есть люди, открыто пропагандирующие свободный рынок как институт, обеспечивающий благосостояние и возможности. Ширак и другие европейцы, разделяющие его взгляды, считают, что таким образом социальная мягкость приносится в жертву на алтарь индивидуализма.
Приватизация жилья при Тэтчер, снижение налогов при Рейгане плюс свободная торговля и глобализация частично приравниваются к коммунизму. За исключением, конечно, ГУЛАГов, КГБ и тому подобного.
В сегодняшнем информационном обществе зрелища транслируются для всемирной толпы. Одним из таких эпизодов было массовое помешательство по поводу гибели принцессы Дианы в 1997 году. Другим стало невообразимое возбуждение, охватившее всех в связи со смертью Иоанна Павла II.
Он, в отличие от принцессы, был значительной и созидательной исторической фигурой, и драма его смерти была разыграна на громадных мировых подмостках с величественной литургией, лишенной элементов китча, привнесенных в похороны Дианы Элтоном Джоном.
Более того, окончание 26-летнего понтификата неизбежно должно было вызвать ажиотаж в прессе - в каком-то смысле даже необходимый. Это частично объясняет, как была создана эта всемирная аудитория зрителей.
Но к чему на самом деле был весь это массовый экстаз? Сколько из всех этих зрителей действительно понимают религиозный образа мышления - см. вышеприведенную цитату из Папы - который они на время разделили, став электронными паломниками или электронными туристами в Ватикане?
Наверняка большая часть тех миллионов, которых месяц назад переполняли теплые, хоть и поверхностные чувства симпатии к Иоанну Павлу II, содрогнулись бы от мысли, что милосердный Бог "позволил" нацистам истреблять невинных "всего" двенадцать лет.
В провиденциальной исторической теории нет ничего нового, напротив. Однако трудно, если не сказать больше, совместить эту теорию с верой в свободу воли. Так что же, хоть 5% европейцев думают об истории - то есть, о жизни - так же, как Иоанн Павел II?
Бенедикт XVI, ближайший товарищ Иоанна Павла II, был выбран коллегией из 115 кардиналов, 113 из которых были назначены Иоанном Павлом II.
Новый Папа говорит, что выбрал себе имя Бенедикт в честь Святого Бенедикта, основателя монастырского ордена VI века, сыгравшего важнейшую роль в христианизации Европы. Папа хочет, чтобы его имя напоминало о "неотторжимых христианских корнях" европейской цивилизации.
Однако сегодня эти корни в европейской почве едва заметны. Если Бенедикт XVI намерен заново обратить Европу в христианство, то уже через четыре дня после своего избрания он мог убедиться в сложности этой задачи. В Испании - предположительно римско-католической стране - парламент принял закон, разрешающий однополые браки.
Гнетущая ностальгия Путина по "империи зла". Абсурдность риторики Ширака. Радикальное расхождение между взглядами прославленного Иоанна Павла II, чьим верным учеником является Бенедикт XVI, и тем, как думают и живут европейцы. Вот приметы любопытных и тревожных граней современного европейского мышления.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях