Frankfurter Allgemeine | 3 мая 2007 г.
Орхан Памук: "Мы не можем защищать светскую Турцию без демократии"
Хуберт Шпигель
Сегодня вечером Орхан Памук начинает поездку по Германии со встречи с читателями в Гамбурге. В интервью FAZ лауреат Нобелевской премии рассказывает о своей новой книге "Стамбул", о причинах, заставивших его отказаться от посещения Германии в феврале, а также о политических настроениях на его родине.
- Сегодня вечером в Гамбурге начинаются ваши встречи с немецкими читателями. Вы собираетесь прочесть им отрывки из вашей недавней книги "Стамбул". Согласитесь ли вы с утверждением, что эта книга о большой любви?
- Я не хотел бы представлять мои отношения со Стамбулом более мелодраматичными или более сенсационными, чем они есть на самом деле. Но мне кажется, в книге мне удалось показать, что меня создал Стамбул. Если я говорю, что люблю Стамбул, то это так же само собой разумеется, как если бы я сказал, что я люблю свое тело. Я настолько не отделяю себя от этого города, что метафора о наших любовных отношениях не может быть неверной по определению, однако их суть она отражает не полностью.
- При каких обстоятельствах возникла эта книга?
- При необычных. Прежде я никогда не писал книги с подобной скоростью. Она написана всего за 14 месяцев в приступе настоящего креатива. Это, вероятно, способствовало тому, чтобы многие читатели восприняли "Стамбул" как мою самую личную книгу.
- Как она была встречена в самом Стамбуле?
- Очень доброжелательно, как и все мои книги в Турции. Безусловно, на этот раз наибольший отклик я нашел среди читателей моего поколения. Стамбул молодого поколения уже давно не такой меланхоличный, печальный и черно-белый, как город моей молодости. Сегодняшний Стамбул гораздо красочнее, солнечнее и веселее. Моя книга заканчивается 1974 годом. За те 33 лет, которые миновали с тех пор, город расцвел, стал богаче, сюда приезжает намного больше туристов. Однако если посмотреть правде в глаза, то сегодня внутренние противоречия Стамбула, пропасть между бедностью и богатством, культурные конфликты - всего этого стало больше, чем было тогда.
- Сейчас вы отправились в турне, которое изначально было запланировано на другое время. Тогда вы отказались от поездки в связи с убийством вашего друга Гранта Динка. Почему вы не приехали в Германию в феврале?
- Знаете, если живешь в той части света, где живу я, к угрозам смерти не нужно относиться излишне серьезно. Они поступают с большей или меньшей регулярностью. Но тут мне пришлось понять, что после Нобелевской премии и убийства Гранта Динка данные угрозы воспринимаются иначе. На них сконцентрировались все средства массовой информации. Я не боялся за свою безопасность в Германии, но был убежден, что в тот момент меня будут спрашивать исключительно об этих угрозах, а это придало бы им ненужный вес.
- Вернетесь ли вы в Стамбул?
- Естественно! Ведь я не в эмиграции. Я недавно был в Стамбуле и скоро снова туда поеду. Я вообще не склонен драматизировать ситуацию. Я преподавал в Америке, я путешествую по всему миру, особенно после присуждения мне Нобелевской премии, я много выступаю с лекциями. В последнее время я далек от событий, от политических волнений в Турции.
- Удается ли вам работать во время ваших поездок?
- Да, я работаю постоянно. Сегодня утром я дописал последние страницы своего нового романа "Музей невинности". Наверное, осенью он выйдет в Турции.
- В последние дни у вас на родине прошли крупные демонстрации, частично, как стало известно, организованные женщинами. Заметили ли вы, что среди демонстрантов было необычно много женщин - причем женщин без платков?
- Я очень рад, что сторонники светской Турции выступили столь внушительно, но еще больше меня радует, что среди приверженцев антиклерикализма и светского государства так много женщин, которые выступают за право самим решать, какая одежда им нравится, что им идет и что им носить. Это хороший знак: сторонники светской Турции прекрасно понимают, что они имеют право требовать для себя жизни в светском обществе.
- Военные однозначно дали понять, что они готовы встать на защиту этого требования. Не грозит ли Турции путч?
- Чтобы защищать антиклерикальное движение в Турции, помощь армии не нужна. И все те, кто влился в ряды участников этих внушительных демонстраций ради пропаганды военного вмешательства, только вредят идее светского государства. Эта идея тесно связана с демократией и правами человека. Мы не можем защищать светскую Турцию, не опираясь на демократию и права человека. Поэтому было бы ошибкой положиться на армию в деле защиты светского государства. Главная поддержка этой идеи - вовсе не армия или какие-то другие институты. Ее поддержка заключается в демократии, в праве на свободные выборы, в гражданских правах и правах человека.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях