The Wall Street Journal | 3 мая 2007 г.
Кандидаты-невидимки
Джон Фанд
Сегодня вечером в Рейгановской библиотеке в Лос-Анджелесе десять республиканцев выйдут на помост, чтобы перекидываться потенциально звучными фразами. Но массу животворного кислорода в СМИ пожирают "недокандидаты" - те, кто не прочь стать президентом, но пока официально не присоединились к предвыборной гонке.
Какие президентские выборы ни возьми, всякий раз они опровергают некую расхожую мудрость. Думаете, что "кандидат от третьей партии" не может сыграть важной роли в гонке? В 1992 году 19% голосов народа получил Росс Перо. Думаете, действующий президент должен выждать, пока оппозиционная партия выберет своего кандидата? Билл Клинтон размещал на телевидении так называемые "негативные ролики" с критикой республиканцев более чем за год до выборов 1996 года. И что же - он стал первым демократом, которого переизбрали на второй срок после Ф.Д. Рузвельта в 1944-м. Думаете, кандидат, ведущий кампанию преимущественно в интернете, не опасен для кандидатов истеблишмента? В 2004 Говард Дин, пусть и ненадолго, обогнал всех. В общем, постулаты здравого смысла верны лишь до того момента, пока действительность их не опровергнет. В этом году, возможно, придется отказаться от идеи, что лучший способ баллотироваться в президенты - это, собственно, баллотироваться в президенты.
О минусах статуса "недокандидата" знают все. Пока недокандидаты сидят и ждут, соперники расхватывают пожертвования, нанимают талантливых политтехнологов и завоевывают поддержку влиятельных сил. Но если вас уже хорошо знают, у ожидания "за рингом" есть свои преимущества. Пока все взоры устремлены на официальных кандидатов и "независимые" оппозиционные организации безжалостно подмечают каждую их оплошность, разражаясь резкой критикой, недокандидаты могут сами выбирать, как и в каких СМИ "засвечиваться", и создают себе имидж людей, которые думают о высоком.
Кроме того, нежелание мелькать повсюду создает интригу и распаляет любопытство. Сегодня недокандидаты симпатичны обеим партиям. По данным различных опросов, от одной трети до трех пятых республиканцев недовольны нынешней группой официальных кандидатов. Проведенный в апреле предварительный опрос на съезде Республиканской партии в Оклахоме показал: на верхних ступеньках, разделив между собой большинство голосов, находятся недокандидаты Фред Томпсон и Ньют Гингрич. Демократы более довольны своими полевыми игроками, но неутихающие сомнения в том, стоит ли выдвигать Хиллари Клинтон и не слишком ли специфичен Барак Обама, порождают предположения, что рано или поздно в гонку вступит Ал Гор или какой-нибудь другой спаситель.
Гингрич колесит по стране, пропагандируя свои взгляды. При этом за ним не наблюдают столь критично и не налагают на него правовых ограничений, как было бы в случае кампании по сбору средств в предвыборный фонд официального кандидата. Цель Гингрича - предлагать "столь соблазнительные решения проблем, что, если избиратели скажут, что президентом должен быть я, это произойдет". Окончательное решение Гингрич вынесет в сентябре, но тем временем его аудитория становится все больше, его влияние растет, а на телеэкране он мелькает все чаще, хотя и раньше постоянно на нем маячил.
То же самое можно сказать и о Горе. Только недокандидата в Конгрессе могли принять с такими дифирамбами и вообще по-королевски, как приняли в марте Гора, когда он давал там показания. Этим летом Гор одновременно сбрасывает вес и привлекает к своему имени внимание прессы, раскручивая свою новую книгу и рок-концерты в поддержку экологии. Даже если этой осенью ему не дадут Нобелевскую премию мира, он сможет снизойти до участия в президентской гонке. Для презентаций своего фильма о глобальном потеплении во всех штатах он набрал и обучил тысячи человек - целую армию сторонников, которых легко привлечь в качестве добровольных сотрудников предвыборных штабов. По данным Quinnipiac Poll, рейтинг Гора в трех ключевых штатах по сравнению с ведущими республиканцами даже выше, чем у миссис Клинтон или Обамы.
Томпсон, фильмы и передачи с участием которого буквально не сходят с телеэкранов, в данный момент явно извлекает выгоду из того, что держится в стороне от своры кандидатов. На следующий день после сегодняшних дебатов между членами "Великой Старой Партии" он выступит перед крупным сборищем республиканцев в округе Орандж, в 75 милях южнее Рейгановской библиотеки. C-Span и CNN будут транслировать эту встречу в прямом эфире. Возможно, "сольник" Томпсона привлечет не меньше зрителей, чем сегодняшние дебаты. Специалисты по опросам Джон Зогби и Даг Шоен единодушно считают, что Томпсон может оживить гонку республиканцев своим появлением.
Есть еще один кандидат, который может оказать решительное влияние на ход гонки, - это клиент Шоена, мэр Нью-Йорка Майк Блумберг. Блумберг - весьма популярная фигура. Он уже говорил друзьям, что с легкостью может потратить 500 миллионов долларов из собственного кармана на свою кампанию в качестве независимого кандидата. Возможно, он привлечет на свою сторону колеблющихся избирателей из обеих партий.
Кто бы ни баллотироваться в этом году, но при взгляде на сегодняшних "кандидатов-невидимок" становится ясно, что своим присутствием они меняют правила американской политики. "Американцам нравится, когда выбор шире, - поясняет Питер Браун, аналитик из Quinnipiac Poll. - Теперь они даже по-настоящему присматриваются к недокандидатам - а вдруг в тех есть что-то, чем другие обделены?".
В 2000 году блоггер Mickey Kaus уточнил "Фейлеровский тезис ускорения", гласящий, что, хотя циклы "смены новостей" неуклонно ускоряются и ускоряются, "люди спокойно усваивают эту информацию как бы с головокружительной скоростью". Этот стремительный темп, возможно, преображает ход президентской гонки. Избиратели не дожидаются, пока эксперты скажут им, кто баллотируется в президенты. Поэтому кандидаты-невидимки могут проводить малобюджетные предвыборные кампании "в партизанском стиле", используя интернет, ток-шоу и "народный телеграф". "Кандидаты баллотируются уже так долго, что у тех, кто появляется в последний момент, теперь есть шансы, - говорит Гленн Рейнольдс с сайта Instapundit.com. - Нравится нам это или нет, но усталость электората от уже известных кандидатов становится, возможно, одним из движущих факторов политики".
Современный стиль избирательных кампаний перед президентскими выборами возник в 1960 году, когда первые дебаты между Кеннеди и Никсоном показали: господствующая роль принадлежит телевидению. Но грядущая президентская гонка может внести столь же драматичные перемены в темп, стиль и тон выборов в будущем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях