The Guardian | 3 ноября 2000 г.
Иван Грозный
Амелия Джентльмен
Портрет уважаемого русского писателя Ивана Бунина без прикрас, в образе грубого, эгоистичного пьяницы, называют лучшим российским фильмом этого года. Почему власти пытались помешать съемкам? - спрашивает автор.
Когда Алексей Учитель представил пьесу о русском писателе-эмигранте Иване Бунине государственной комиссии, отвечающей за финансирование киносъемок, испуганные чиновники отказались выдавать на нее средства - им не понравилось, что лента должна была рассказать о запутанной любовной жизни писателя. Учитель сделал большую ошибку, недооценив то, с каким трепетом относятся в России к идолам культуры, даже по отношению к писателям с самой дурной репутацией здесь испытывают чувство благоговейного, слепого поклонения.
Вместо почтительной биографии Бунина, "Дневник его жены" - история писателя, помешанного на своей молодой любовнице и бессердечного по отношению к собственной жене. Сюжет неприятного любовного треугольника разворачивается на вилле писателя, расположенной на юге Франции.
Еще хуже то, что лауреат Нобелевской премии, скончавшийся в 1953 г., изображен грубым, эгоистическим пьяницей, опускающимся из-за того, что его любовница, которая лет на 40 моложе писателя, бросила его ради другой женщины. Его поведение становится все хуже и хуже, он перестает писать, вместо этого связывается с местной женщиной, то ли проституткой, то ли нет, и в конце концов привязывается к собаке.
Фильм уходит так далеко от советской манеры прославления русских писателей-классиков, что комиссия пыталась запретить его съемки. Лишь вмешательство министра кинематографии, которому понравился сценарий, спасло проект и обеспечило ему необходимое финансирование.
Со времени премьеры, состоявшеся в Москве в октябре, критики расхваливают "Дневник его жены", называя его самым важным российским фильмом этого года. Лента выдвинута в качестве претендента от России на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". Сценарий Дуни Смирновой уже завоевал награду на международном конкурсе сценариев Hartley-Merrill в США.
Но в российской прессе раздаются также громкие голоса тех, кто очень недоволен нарушением табу. Учителя обвиняют в том, что он поливает писателя грязью. В насмешливой рецензии, опубликованной в либеральной газете "Сегодня" сделан вывод о том, что теперь частная жизнь героев национального искусства будет пущена в оборот, ее превратят в мыльные оперы, а фильм Учителя - неизбежный первый шаг по этой скользкой дорожке. "Следующими в очереди стоят Пушкин, Достоевский и Чайковский, - пишет критик Виктория Никифорова. - Их превращают из писателей-классиков в поп-звезд". Другой критик предупреждает: "Многие несомненно будут шокированы тематикой этого фильма".
Учителя такая реакция озадачила. Он говорит: "Комиссия по финансированию проголосовала против этого фильма. Они возразили против того, чтобы, говоря их словами, вывешивать на всеобщее обозрение грязное белье великого человека. Они спросили нас: "Было ли так необходимо трогать эту часть его существования? Нужно ли было вытаскивать на поверхность подробности его любовной жизни? Нужно ли это зрителям?" Я был потрясен. Я думал, что эти времена давно прошли".
"Многие члены комиссии, состоящей как из кинорежиссеров и сценаристов, так и из государственных чиновников, работают в министерстве кинематографии уже 30-40 лет, и их мышление определяется старой советской ментальностью. В Советском Союзе существовала великая традиция биографического кино, и если о личной жизни героя вообще что-либо говорилось, что все показывалось в самом прекрасном виде. Комиссия считает Бунина иконой, к которой нельзя прикасаться".
С точки зрения Запада, действительно, непонятно из-за чего поднялся весь этот шум. Эта лента - ни в коей мере не разоблачение в стиле желтой прессы, а тонкий рассказ о чувствах, переполнявших писателя в последние годы его жизни, написанный по мотивам мемуаров Бунина и дневника его жены Веры, который она вела для того, чтобы убежать от действительности. Нобелевская премия, полученная в 1933 г., начало Второй Мировой войны, тревожные сообщения о новом сталинском режиме в Советском Союзе - такие события создают фон для повествования об увлечении писателя молодой поэтессой Галиной Плотниковой (на самом деле ее звали Галина Кузнецова, но имя было изменено, чтобы пощадить чувства родственников). Она приезжает к Бунину, будучи студенткой, а потом бросает его и уходит к певице Марге Ковтун. Одновременно его жены добивается другой писатель-эмигрант.
Когда был разорван первоначальный контракт о совместном производстве с Францией (по словам Учителя главной причиной этого было странное требование о том, что главную роль должен играть Омар Шариф), фильм был снят в прекрасных заброшенных крымских морских городах и виллах, убедительно трансформированных в довоенный Лазурный берег. Бунину за 60 лет. В это время он писал свою последнюю книгу, "Темные аллеи", большая часть рассказов которой посвящены любви и как правило заканчиваются печально. Книга была издана в Париже в 1946 г., многим читателям она не понравилась, они сочли рассказы грязными историями о половых сношениях.
Учитель утверждает, что он вовсе не собирался подарить своим зрителям бесплатные чувственные развлечения, а хотел посмотреть на опыт, вдохновлявший писателя на творчество. "Необходимо показывать, как живет человек, какие потрясения он переживает, в какие романтические драмы ввязывается. Только тогда начинаешь понимать, что писатель не может просто сидеть за столом и выдумывать все эти прекрасные истории. Старые фильмы, в которых писателей изображали в высшей степени счастливыми, а их жизнь - чистой, были очень глупыми. Необходимо показать, что творчество рождается исключительно из жизни, которую они проживают".
Тем не менее Учитель явно испытывакт некоторое чувство вины за то, как он обошелся с Буниным. Вместе с актером Андреем Смирновым, сыгравшим главную роль, он собирается посетить могилу писателя во Франции - попросить у него прощения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях