Los Angeles Times | 3 ноября 2003 г.
Опасный выбор Путина
Редакция
Российские олигархи редко вызывают симпатию. В 90-е годы, после падения коммунизма, они по бросовым ценам скупили государственную промышленность и в одночасье стали миллиардерами в то время, как многие россияне казались в нищете. И все же арест президентом Путиным нефтяного магната Михаила Ходорковского не радует.
Путин изображает арест Ходорковского спецназовцами в масках как часть юридической кампании против коррупции. Но подлинным преступлением нефтяного магната была щедрая поддержка оппозиционных политических партий в преддверии декабрьских парламентских выборов и, хуже того, намеки на то, что он сам может бороться за пост президента.
Арест магната помогает консолидировать власть Путина перед мартовскими президентскими выборами и заткнуть рты недовольным. Высокопоставленный помощник Путина Александр Волошин ушел в отставку в знак протеста против того, что в Кремле набирают силы бывшие сотрудники КГБ.
Прошлое, связанное с КГБ, идет за Путиным по пятам с 1999 года, когда он был избран президентом. Возникал вопрос, продолжит ли он начатое его предшественником Борисом Ельциным неуверенное движение к демократии западного типа или пойдет другой дорогой? Поначалу Путин не проявлял себя, но в последние два года он становил либерализацию в России, сделав своей опорой ФСБ, пришедшую на смену КГБ, громя СМИ и крупный бизнес.
Силовики в Кремле замедлят, если не остановят, открытие России для иностранных инвестиций и укрепление связей с Западом. Ходорковский вел переговоры с ExxonMobil и ChevonTexaco о продаже пакета акций своего нефтегазового предприятия ЮКОС.
Иностранные компании не будут вкладывать деньги в улучшение России, если не будут уверены в том, что в Москве царит верховенство закона. Арест Ходорковского, с этой точки зрения, не вселяет надежд, к тому же от него попахивает антисемитизмом: все олигархи, которых Москва избирает свое мишенью, включая Бориса Березовского, - евреи.
Если бы российские прокуроры преследовали олигархов через суды, Америка и другие страны меньше бы беспокоились и выражали свое недовольство.
Если у президента Буша такие замечательные отношения с Путиным, ему надо объяснить российскому президенту, что некоторые встревоженные американцы, посмотрев на драконовские действия Москвы, могут убедить сенат забыть об отмене поправки Джексона-Вэника 1974 года.
Сегодня России приходится ежегодно добиваться ее приостановки и соблюдать права человека в обмен на нормальные торговые отношения с Америкой. Потратив десятилетия на то, чтобы держать в рамках буйного советского медведя, США и весь стальной мир не могут позволить России отойти от курса реформ.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях