Статьи по дате

Chicago Tribune | 3 ноября 2005 г.

Русский делец хочет нажиться на бренде Starbucks

Алекс Родригес

Любовь российской столицы к латте и капучино давно попала в поле зрения американской компании Starbucks. Так почему же в городе, который представляет собой настоящую золотую жилу для сети кофеен, до сих пор нет ни одного кафе сети Starbucks?

Это может объяснить предприимчивый москвич Сергей Зуйков.

Во время финансового кризиса 1998 года в России бизнес Зуйкова по продаже охранных сигнализаций для автомобилей пошел на спад. Поэтому он начал вкладывать деньги в покупку российских прав на использование иностранных торговых марок. Потом он продавал эти права компаниям, являющимся носителями этих марок в других странах мира, за соответствующую цену. Таким образом он успешно вынуждал их платить за использование собственного имени в России.

Адвокаты, специализирующиеся по защите прав интеллектуальной собственности, говорят, что такая практика может быть приравнена к шантажу. Зуйков говорит, что это обыкновенный пример проявления инициативы.

"Если раньше никому не пришло в голову этого сделать, если я первый, значит, я заслуживаю за это вознаграждения", - говорит он.

Самое крупное вознаграждение Зуйков рассчитывает получить с компании Starbucks. Кофейный гигант стоимостью 6,4 млрд долларов с вожделением смотрит на Москву с 1997 года, когда торговая марка была зарегистрирована в России.

У компании было три года, чтобы начать вести дела в России при действующей российской торговой марке. Это время было упущено, а в 2002 году компания, совладельцем которой является Зуйков, приобрела права на использование названия Starbucks в России.

Компания Зуйкова OOO Starbucks не имеет ни инвентаря, ни персонала, ни опыта работы в кофейной индустрии. Зато у компании OOO Starbucks есть логотип - зеленая русалка со звездообразной короной, практически идентичная логотипу американской компании, напечатанному на каждой чашке и каждой упаковке кофе Starbucks.

Компания Зуйкова предложила компании Starbucks выкупить права на использование их торговой марки в России за 600 тысяч долларов, хотя Зуйков говорит, что он будет счастлив также открыть в Москве собственную сеть кофеен с таким названием. Пока компания Starbucks отказалась от его предложения и пытается юридически оспорить его притязания.

Недавно им удалось одержать несколько побед, среди которых решение Роспатента - российского правительственного агентства по патентам и товарным знакам - аннулировать регистрацию Зуйковым названия Starbucks. Зуйков говорит, что намерен подать апелляцию на решение Роспатента в российский суд.

Адвокаты Starbucks в Москве уклонились от комментариев по этому делу. На вопрос о Зуйкове компания выпустила заявление, в котором упоминаются последние успехи на юридическом поле. "Мы надеемся добиться дальнейших успехов в деле защиты нашей интеллектуальной собственности в России", - говорит президент Starbucks International Мартин Коулз.

Со своей стороны Зуйков настаивает, что он не пытается нажиться на успехе Starbucks. "Нам просто нравится это название", - говорит он.

Битва Зуйков-Starbucks - это всего лишь очередной пример того, как мало российские власти продвинулись в том, что касается защиты прав иностранных компаний на интеллектуальную собственность. Вот уже много лет власти США пытаются добиться от российского правительства решительных действий против огромного пиратского рынка CD, видео и DVD. Из-за этого рынка американский бизнес в 2004 году потерял более 1,7 млрд долларов, а всего за последние пять лет - 6 млрд долларов. Не меньшую проблему, говорят защитники авторских прав, представляет собой равнодушие российского правительства к предприимчивости таких дельцов, как Зуйков.

В России на бумаге существует множество законов о защите торговых марок, авторских прав и других типов интеллектуальной собственности. Не хватает только желания применять эти законы честно и последовательно, говорит Питер Некарсалмер, президент Коалиции прав интеллектуальной собственности.

"Как только дело доходит до применения закона, возникает ступор - так было, и так будет всегда, - говорит он. - Только один человек может заняться этой проблемой - президент России Владимир Путин. Если он проявит политическую волю и поставит на место похитителей торговых марок и авторских прав, начнутся огромные перемены".

Зуйков не уточняет, сколько иностранных торговых марок он зарегистрировал в России. "Достаточно, чтобы купить квартиру в центре Москвы", - говорит он. Однако ясно, что он неплохо подзаработал на каждой из таких операций. Подать заявку на регистрацию торговой марки в России стоит 20 долларов. Зуйков обычно продает российские права на использование торговой марки не меньше чем за 20 тысяч.

Система, которой он пользуется для поиска будущих мишеней среди иностранных компаний, проста до неприличия: он берет фирменный каталог товаров, выбирает несколько названий компаний и моделей , потом проверяет их по базе данных, куда он заносит уже зарегистрированные в России торговые марки.

По его словам, европейская автомобильная компания Audi заплатила ему 20 тысяч долларов за право на использование пяти собственных наименований автомобилей в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине. Он добился такой же сделки с компанией Samsung в связи с правами на названия моделей их электронной продукции, хотя не может припомнить, сколько он заработал на этом.

Зуйкову принадлежат права на использование более 300 торговых марок. Когда больше пяти лет назад он начал этим заниматься, он подавал заявки на регистрацию со скоростью до 300 в месяц.

Хотя некоторые компании, такие как Starbucks, отказываются ему платить, многие потакают ему, предпочитая заплатить ему, чем вступать в длительную юридическую баталию.

"Если бы компании не платили выкуп, то для таких людей, как Зуйков, не существовало бы рынка, - говорит Некарсалмер. - В этой ситуации много виновных".

Компания Starbucks недавно начала продавать свой кофе в России - в американском посольстве в Москве, где не действуют российские законы. Тем временем Зуйков намеревается открыть собственную кофейню Starbucks. Он говорит, что не лишится сна от того, что клиенты будут приходить в его заведение, ожидая кофе Starbucks.

"Кофе есть кофе, - говорит Зуйков. - Если он им не понравится, значит, они уйдут и больше никогда не вернутся".

Источник: Chicago Tribune


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru