Статьи по дате

The New York Times | 3 ноября 2005 г.

Сирийская баллада: страсть, могущество, убийство

Майкл Слэкман и Кэтрин Зопф

Эта история любви поразила воображение многих сирийцев: мужчина и женщина не покорились ее отцу, бежали и с тех пор жили счастливо. Но многих привлекала не романтическая сторона этой истории, а то, что именно рассказывалось в ней о представителях власти.

Женщина, Бушра аль-Асад, была дочерью президента Хафеза Асада, а мужчине, Асефу Шаукату, суждено было стать главой сирийской военной разведки.

Асад, который был президентом с 1971 года до своей смерти в 2000 году, и его старший сын Басил противились браку Бушры с Шаукатом, разведенным отцом пятерых детей, который был на 10 лет ее старше. Но Басил погиб в автокатастрофе, Бушра настаивала, влюбленные бежали, а спустя десятилетие оказались одной из самых могущественных пар в Сирии, создающей проблемы правительству, так как Шаукат является одним из главных подозреваемых в международном расследовании дела об убийстве.

"Тот, кто мог прийти в дом Хафеза Асада и забрать его дочь без его разрешения, может делать все что угодно", - сказал сирийский телеведущий, встречавшийся с Шаукатом несколько раз. Журналист, который сначала говорил открыто, потом позвонил, очень взволнованный, и попросил не назвать его имя.

Положение Шауката в сирийской власти во многом является причиной того, что правительство чувствует себя загнанным в угол в результате расследования ООН убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.

Поскольку Шаукат является главным подозреваемым, в Дамаске спорят о том, захочет ли и сможет ли Башар Асад, сменивший отца на посту президента, предать суду мужа сестры, с которым они тесно связаны, - если от него этого потребуют. По мнению многих сирийцев и дипломатов, если он это сделает, это может привести к хаосу в разведывательных структурах и ослаблению его власти вследствие раскола в семье.

Неизвестно, причастен ли Шаукат к убийству, и если да, то какую роль он играл. Власти Сирии говорят, что он и другие сирийские чиновники невиновны, и выражают надежду, что прокурор ООН Детлев Мехлис, из Германии, не порекомендует предъявить обвинения. Но ситуация напряженная, поскольку у следователей есть свидетель, утверждающий, что Шаукат участвовал в подготовке убийства, а последнее совещание по его планированию прошло в его доме.

Высокий широкоплечий Шаукат, как утверждают, похожий на молодого Саддама Хусейна, черпает свою силу из многих источников. Будучи главой военной разведки, он пользуется лояльностью и поддержкой самых могущественных и наводящих страх структур Сирии. Он алавит, то есть принадлежит к религиозному меньшинству, которое десятилетиями сохраняет монополию на власть.

Его жена Бушра наделена властью по праву рождения и принадлежит к узкому кругу, куда входят ее братья президент Башар и начальник президентской гвардии Махер. Шаукат получил повышение от президента и занял свой нынешний пост в феврале, на следующий день после убийства Харири, но, по многим данным, он фактически возглавлял разведывательный аппарат задолго до этого.

После терактов 11 сентября Шаукат осуществлял связь президента с разведками США и Европы и помог организовать американскую разведывательную операцию в Сирии, которая была прекращена, так как отношения между двумя странами испортились.

Месяц назад, когда давление на Сирию стало усиливаться в связи с расследованием, Шауката, утверждают сирийские и дипломатические источники, отправили во Францию в попытке заключить там сделку с властями.

Шаукат отправился туда с двумя документами. В одном содержалась информация, которая, как надеялось правительство, дискредитировала одного из главных свидетелей следственной комиссии ООН. Второй был предложением Франции выгодной сделки с нефтью и газом. Попытка не имела успеха.

"Он умен, глубок и обладает харизмой, - сказал о Шаукате один из аналитиков. - Он опасен, но очень прагматичен".

Под давлением резолюции Совета Безопасности ООН, требующей от Сирии сотрудничества со следствием, правительству, возможно, скоро предстоит решать, отправит ли оно Шауката за границу на допросы, а если доказательств будет достаточно, то и на суд.

"Не знаю, как они это переживут", - заявил Эндрю Таблер, живущий в Бейруте эксперт Института мировых событий по Сирии и Ливану.

До нынешнего кризиса Шауката, пользующегося поддержкой умной и амбициозной жены, считали одним из немногих людей, способных устроить переворот, хотя не было никаких признаков того, что нечто подобное планируется.

Он известен в Дамаске, где вызывает страх и восхищение. По словам некоторых из тех, кто причисляет себя к его друзьям, чтобы осуществить какой-либо проект, проще попросить его о помощи, чем действовать по официальным каналам.

Шаукат - уроженец северного прибрежного города Тартуса. Знакомые говорят, что он учился в аспирантуре исторического факультета Университета Дамаска и поднимался по ступеням военной карьеры. Он видел себя и военным, и интеллектуалом. В 1980-е годы он общался с интеллектуалами и художниками, пытаясь обзавестись друзьями в этих кругах.

Его вхождение в элиту не было гладким, и долгое время к нему относились как к чужаку. Похоже, никто точно не знает, когда и при каких обстоятельствах он познакомился со своей женой, но все сходятся на том, что Басил, который мечтал возглавить страну, и ее отец яростно противились браку.

Когда Басил в 1994 году погиб в автокатастрофе, влюбленные бежали. В конце концов отец дал разрешение на брак, Шаукат вошел в семью Асад и сблизился с одним из братьев - Башаром.

В 1999 году Шаукат получил огнестрельное ранение в живот и был доставлен во Францию. Парижская газета Libération в ноябре того года писала, что в Шауката стрелял брат его жены Махер Асад, который тогда был капитаном президентской гвардии.

Невозможно узнать, что произошло в тот день, но с тех пор Шаукату удалось консолидировать власть с помощью жены и президента.

"Асеф Шаукат очень сильный человек, и дело не только в истории их любви с Бушрой, - сказал сирийский политический аналитик. - Шауката ненавидел Хафез, ненавидел Басил, но он это преодолел. Он очень сильный".

Люди, с которыми Шаукат "беседовал" - так в Дамаске называют допросы, - говорят, что он типичный представитель своей профессии. Он использует обещания и угрозы, предлагая работу в правительстве и денежное вознаграждение за сотрудничество и грозя жестоким обращением за сопротивление.

Человек, которому случилось встретиться с Шаукатом в связи с деятельностью, которую правительство не одобряло, вспоминает, что его обвинили в том, что он берет деньги у Израиля и ЦРУ, а потом предложили финансовое вознаграждение за то, что он перестанет это делать. В ходе беседы Шаукат кричал и говорил спокойно, цитировал классиков литературы, а закончил объятием.

"Я подумал, что мне не стоит оставаться в стране", - сказал этот человек, не назвавший своего имени из страха перед преследованиями.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru