La Repubblica | 3 ноября 2015 г.
Духовник Царя: "Господь, родина и Святая Русь"
Сильвия Рончи
"У нас нет свободы? Обычное клише Запада", - приводит слова архимандрита Тихона Шевкунова Сильвия Рончи в материале, опубликованном в газете La Repubblica.
Самым блестящим и активным рассказчиком русского прошлого, православной традиции и византийских корней древней евроазиатской империи, которой сегодня правит Владимир Путин, является высокообразованный и харизматичный священник. Это Тихон Шевкунов, настоятель Сретенского монастыря на Лубянке (кое-кто в России называет его "идеологическим бюро Кремля"), член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, говорится в статье.
На протяжении десятилетия ходят слухи о том, что Шевкунов - духовник Путина, это обстоятельство ни тот, ни другой не подтвердили и не опровергли. Шевкунов телегеничен, прекрасно общается: светлые глаза, длинные светлые волосы, собранные в хвост, насмешливая улыбка. Корреспондент встретилась с ним в одном из самых элегантных отелей Рима, куда он приехал, чтобы представить итальянскую версию своего бестселлера "Несвятые святые", изданного на десяти языках.
"Что такое сегодня Россия? Это удивительная и замечательная загадка. Говорят, что она - своего рода мост между Западом и Востоком. Наш президент недавно с иронией сказал: "Это Восток и Запад находятся слева и справа от России", - говорит Шевкунов.
"Самое древнее и самое укоренившееся определение России - Святая Русь. Святость - это наш идеал вне времени", - отмечает настоятель московского монастыря.
Отвечая на реплику корреспондента о том, что Церковь и политика в России тесно связаны, архимандрит Шевкунов сказал: "Эти идеологические клише хорошо известны, они стремятся показать, что русская церковь неразделимо скована с государством в единый организм. Это абсолютная неправда. Церковь и государство действительно имеют много общих проектов. Но Церковь не участвует ни в деятельности партий, ни во внутренней, ни во внешней политике".
Тихон Шевкунов развенчивает еще одно клише о том, что православие будто бы заполнило нынешнюю пустоту русской идеологии: "Государственная идеология запрещена в России Конституцией. Интеллектуальный и общественный посыл, поддерживаемый государством, - это патриотизм, который следует понимать как любовь к России и служение стране. Он может иметь религиозную окраску, он может быть православным, но также и мусульманским".
Рассказывая о РПЦ в советские времена, настоятель Сретенского монастыря отметил: "В середине 20-х годов некоторые люди, под руководством Святого Патриарха Тихона, который в то время возглавлял Церковь, поняли, что советская власть продержится долго. Тогда Церковь, не идя на компромиссы по вопросам веры, официально признала советскую власть и призвала православных сохранять свою веру и лояльно относиться к государству". Шевкунов также затронул тему примирения: "Любой, кто идет в наш монастырь, видит крест, воздвигнутый в память о мучениках советского периода. Но примирение между теми, кого пытали, и теми, кто пытал, возможно только в царствии небесном, примирение не в нашей компетенции".
Существует ли в нынешней России свобода слова? Тихон Шевкунов так ответил на этот вопрос: "Трудно точно понять, что западное смущенное и капризное общественное мнение понимает под свободой мнения. Я могу лишь рассказать о том, что сегодня происходит на наших глазах в России. Во многих СМИ критика доходит до некорректных личных обвинений и обсуждения возможных форм физической агрессии. С моей точки зрения, это не свобода, а вольница".
В ходе интервью была затронута византийская тема, поскольку архимандрит Тихон - автор документального фильма "Гибель империи. Византийский урок". "Россия многое взяла от Византии. Веру, письменность, а также культуру и общественную структуру. Россия и Византия связана между собой, как мать и дочь. Поэтому для меня было крайне интересно изучить болезни и проблемы Византии, которые привели ее к кризису и в определенной степени могли быть перенесены в Россию. Об этом идет речь в моем фильме, в виде аллегории". Аллегория просматривается и в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный". Как известно, Сталин воспринял этот фильм как критику в свой адрес. Известно также, что в 1943 году Сталин вернул в школьную программу историю Византии. Возвращаясь к личности Ивана Грозного, отец Тихон сказал: "Иван Грозный был весьма сложной личностью. В ходе своего царствования, длившегося более 50 лет, по его приказу были казнены более 4 тысяч человек, в том числе и обычные преступники. Но всего лишь за одну Варфоломеевскую ночь были убиты 30 тысяч человек. Мы можем составить длинный список имен, цифр и ужасных событий той поры. Но только русский царь удостоился чести называться "грозным". И это нас не удивляет и не тревожит".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях