Reuters | 3 ноября 2016 г.
Солдаты-призраки: в Сирии россияне под покровом секретности умирают за Кремль
Мария Цветкова и Антон Зверев
"Начало текущего года принесло смерть в некое подразделение численностью около 100 российских бойцов, которое поддерживает войска президента Асада на севере Сирии", - пишут корреспонденты агентства Reuters Мария Цветкова и Антон Зверев в репортаже из Тольятти.
"3 февраля 38-летний Максим Колганов был убит в перестрелке с повстанцами близ Алеппо, - говорится в статье. - 9 марта то же подразделение попало под артобстрел вблизи Пальмиры. 38-летний Сергей Морозов был ранен и по дороге в госпиталь скончался".
Их семьям на юге России были доставлены Ордена мужества с сертификатами, подписанными президентом Владимиром Путиным. Журналисты Reuters видели эти ордена.
Однако Колганов и Морозов "находились в Сирии в качестве "частных контрактников", то есть были частью "армии", которую Кремль тайно размещает в Сирии", утверждает Reuters.
"Сведения о смертях Колганова, Морозова и других подобных людей не предавались огласке. Родственники говорят, что им сообщили мало информации и велели не распространяться на эти темы. Как минимум в одном случае, выявленном Reuters, семья бойца, убитого в Сирии, получила компенсацию - примерно 100 тыс. долларов", - сообщают авторы.
Москва отрицает, что российские военнослужащие участвуют в наземных боевых действиях в Сирии.
"Однако путем интервью с более чем дюжиной лиц, непосредственно осведомленных об этих развертываниях, Reuters установило, что российские бойцы играют более существенную роль в наземных боях, чем та, которую признает Кремль, говоря о регулярных вооруженных силах России", - пишут авторы.
"Источники называли российских бойцов контрактниками и наемниками, нанятыми частной компанией, а не военнослужащими регулярной армии. Но, согласно этим описаниям, они, несмотря на неофициальный статус, координируют свои действия с российскими войсками, а на родине получают привилегии, которые обычно предоставляются только военнослужащим", - говорится в статье.
"Они летят в Сирию на борту российских военных самолетов, которые приземляются на российских базах. Когда они получают ранения, их лечат в госпиталях, зарезервированных для российских военных, и удостаивают государственных наград", - пересказывают авторы слова тех, кто дал интервью агентству.
Reuters не удалось установить численность российских наемников в Сирии и цифры потерь среди них. "Но три источника, информированные о развертываниях, сказали, что было много подразделений, сходных по численности с тем, в которое входили Колганов и Морозов", - говорится в статье.
"По словам трех человек, которые были знакомы с Морозовым и Колгановым, оба воевали на Украине в том же подразделении, которое позднее переместилось в Сирию. Один источник сказал, что им командовал человек с боевой кличкой Вагнер, который сделался одним из руководителей сил российских наемников в Сирии", - пишет издание.
"Два товарища Вагнера говорят, что в 2013 году он уже ездил в Сирию в качестве наемника, а затем стал командовать своей группой российских бойцов на востоке Украины. Впоследствии он снова направился в Сирию, где в сентябре 2015 года началось российское вмешательство", - говорится в статье.
По данным издания, Морозов был помощником депутата Михаила Дегтярева. "Дегтярев сообщил Reuters, что Морозов был его другом и пал в бою во время битвы за Пальмиру", - говорится в статье.
Отставной российский офицер, российский доброволец на Украине по кличке Капа, который дружил с Морозовым, сказал, что Морозов разочаровался, когда на собрании ЛДПР его никто не пожелал слушать. "По словам Капы, Морозов отказался от прибыльного бизнеса, чтобы воссоединиться в Сирии со своими товарищами по подразделению Вагнера", - говорится в статье.
По словам Капы, российских ветеранов боев на Украине привлекли для наземных боев в Сирии, когда стало ясно, что сирийцы не в силах удерживать территорию. "Арабы по своей натуре не воины", - пояснил Капа.
"Один врач из российского военного госпиталя сказал Reuters, что раненых эвакуируют в Россию на военных транспортных самолетах и лечат в военных госпиталях. Врач, который дал интервью на условиях анонимности, так как опасается увольнения, сказал, что лично лечил раненных в Сирии контрактников, чья роль там была очевидна из их разговоров", - передает издание.
Колганов никогда не говорил родным, где он находится. "Семья получила доказательства его пребывания в Сирии только после гибели, когда увидела паспорт с сирийским штампом", - пишут журналисты.
"Те, кто по телефону известил семью о его смерти, и те, кто выдал родным его тело в морге в Ростове, не объясняли, где он был убит и на кого работал, сказали родственники. Родственники заявили, что те, с кем они общались, не назвались и велели им не разговаривать с журналистами", - говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях