Le Temps | 3 октября 2002 г.
Поразительное возвращение Дзержинского,
Жорж Нива
Бывают события, в которые трудно поверить. Феликс Эдмундович Дзержинский, основатель ЧК, возвращается на центральную площадь города? Памятник, возвышавшийся в центре Лубянской площади и свергнутый с пьедестала под ликование толпы в августе 1991 года, возвратится на прежнее место и будет с презрением взирать на российский триколор, развевающийся над Кремлем?
Мэр столицы, Юрий Лужков решил вернуть огромную и отвратительную статую из периферийного парка, где в настоящее время она находится. Можно подумать, что это сон! Но очень страшный сон. Дзержинский, как было напечатано недавно в "Известиях" на первой странице, тот же бен Ладен 20-х годов. Он стал террористом еще до падения старого режима. После прихода большевиков к власти, он занялся государственным терроризмом. Именно благодаря ему были ликвидированы все оппозиционеры, в частности русские социалисты. Режим тотального уничтожения всех тех, кто считался ничтожеством, массовые казни, жестокие допросы - все это Дзержинский. В 1934 году фонтан, украшавший центральную часть старой площади в самом сердце Москвы, был демонтирован и заменен пьедесталом, над которым возвышалась статуя "Железного Феликса". В 1991 году статую оправили в ссылку на Крымскую набережную.
Не важно, удачным или нет был этот памятник! Символическое возвращение Дзержинского в сердце российской столицы лишь разбередит еще не зажившие раны в душах русских людей. Комитет по наследию, возглавляемый историком Андреем Зубовым, в состав которого входят представители интеллигенции, такие, как Алексей Кара-Мурза или политолог Алексей Салмин, выступил с заявлением против восстановления памятника Дзержинскому.
В это трудно поверить, даже зная о том, что в российскую армию вернули красное знамя, чтобы как-то успокоить представителей старшего поколения, которым сложно разобраться в происходящем. Сегодняшняя Россия, Россия Путина, похожа на Двуликого Януса. Правозащитная организация "Мемориал" не получает помощи на осуществление своей деятельности по освещению преступного прошлого, и памятник жертвам репрессий, появившийся благодаря Андрею Вознесенскому, установлен не в очень людном месте, неподалеку от Белорусского вокзала. Над Октябрьской площадью все еще возвышается памятник Ленину. А "Мемориал" без поддержки властей работает в районе массового захоронения под Санкт-Петербургом, обнаруженного потомками без вести пропавших.
Возвращение Дзержинского на Лубянку станет настолько мощным символом, что может нарушить хрупкое равновесие в современной России. Может быть мэр Москвы хочет сделать приятное хозяину Кремля? Трудно сказать, откуда исходит инициатива. Лужков заявляет о желании восстановить архитектурное пространство площади, которая кажется ему пустой, после того как был демонтирован деревянный православный крест, установленный на месте статуи Дзержинского.
В это трудно поверить еще и потому, что эта инициатива не сочетается с Россией возрождающейся, поднимающейся, освободившейся от прошлого и решительно повернувшейся к Европе. В действительности есть еще и красно-коричневые Лимонова, есть и все еще многочисленная, хотя и раздираемая противоречиями компартия, есть эстеты, которые видят в изобразительном искусстве советского периода истоки постмодернизма.
Если памятник Дзержинскому будет восстановлен, то эта площадь, на которой доминирует массивное здание, где находились кабинеты и тюрьма Лубянки и где в настоящее время располагается ФСБ, вновь станет такой, как в прошлом, когда "черные воронки" привозили туда по ночам свои жертвы. От этой музейной картины мурашки по коже : "Третий Рим" не перестает удивлять парадоксами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях