Статьи по дате

The New York Times | 3 октября 2003 г.

Оппозиция на чеченских выборах ушла в подполье

Сет Майден

Поздно вечером, когда российские солдаты уходят с темных и пустых улиц Грозного в безопасные места, кто-то ходит по городу, срывая предвыборные плакаты, на которых изображен главный кандидат в президенты Чечни Ахмад Кадыров.

"Нам не нужен этот козел", - написал кто-то на разодранном портрете.

Вот, пожалуй, и вся оппозиция против выбранного Кремлем кандидата, человека, имеющего власть, деньги и оружие, достаточные для того, чтобы никто не повесил плакат с другим портретом.

Никто не пытается делать вид, что попытка узаконить посаженное Москвой правительство является выбором между честными соперниками.

"Зачем мне голосовать? - спросил 21-летний студент Джабраил Едилханов. - Все уже решено".

В стране, истерзанной войной и разрухой, выборы сопровождаются полным набором военных хитростей. Кадыров не пытается выглядеть дружелюбным на фотографиях, развешанных по стенам разрушенных зданий рядом с лозунгом: "Кадыров - чистые намерения, сильная власть". Когда менеджера его избирательной кампании Тауса Джабраилова недавно попросили рассказать о предвыборной платформе Кадырова, тот ответил просто: "Выиграть выборы и стать президентом Чечни".

Кажется, что таблички у входа в офис Кадырова посреди разрушенного города развесил тонкий остроумец. "Соблюдайте чистоту". "Не бросайте окурки, штраф - 500 рублей".

По мнению правозащитников и аналитиков, предвыборная тактика Кадырова так же проста, как его программа.

"Главный аргумент избирательной кампании в Чечне - автомат Калашникова", - заявил ведущий московский правозащитник Лев Пономарев.

В сентябре объединение, состоящее из 12 правозащитных групп, выступило с заявлением, в котором говорится, что оно не будет посылать наблюдателей на выборы. Пресс-секретарь объединения Людмила Алексеева заявила: "Это не выборы. Это фарс".

Правозащитники и местные жители сообщают, что в преддверии выборов личная армия Кадырова угрожает оппозиционерам, похищает их и держит в страхе целые села.

Один из кандидатов, отказавшихся от борьбы, Малик Сайдуллаев заявил в сентябре, что люди Кадырова похитили одного из членов его предвыборной команды и подвергли его пыткам.

"Избиратели напуганы, - отметил Пономарев. - Им говорят: "Вы должны голосовать за Кадырова, иначе начнется зачистка и все молодые люди погибнут". И они знают, что так и будет".

По свидетельствам очевидцев, люди Кадырова срывают предвыборные плакаты его соперников и угрозами заставляют водителей автобусов выставлять в ветровом стекле его портреты.

На случай, если избиратели еще чего-то не поняли, лагерь Кадырова позаботился и о подсчете голосов.

Когда голосование будет окончено, сказал заместитель председателя избирательной комиссии Бувайсар Арсаханов, в течение ночи урны будут находиться в руках правительства Кадырова, а подсчет начнется только утром.

Для критики и выражений несогласия остается мало места. Когда месяц назад министр печати Кадырова Бислан Гантамиров сказал, что на честных выборах Кадыров набрал бы от 3 до 5% голосов, его тут же уволили. Цензура в прессе и на телевидении ужесточилась, журналистам угрожают.

Казалось бы, этого достаточно, чтобы обеспечить победу Кадырова, но, похоже, Кремль беспокоит то, что Гантамиров, возможно, прав.

Месяц назад, когда избирательная кампания набирала обороты, Москва вынудила двух самых сильных противников Кадырова выйти из борьбы, и теперь ему предстоит соперничество с шестью малоизвестными кандидатами.

Еще до своего отказа известные кандидаты на удивление робко высказывались против Кадырова.

"Предвыборные митинги? А зачем? - сказал глава районного штаба Сайдуллаева. - Я за того, кого выберет народ. Если люди за Кадырова, то и я за него".

Конечно, можно задавать любые вопросы Анатолию Попову, исполняющему обязанности президента республики во время избирательной кампании. Недавно он встречался с иностранными журналистами.

"Я уверен, что у нас будут самые честные выборы в России, каких никогда раньше не видели", - заявил Попов.

Спустя несколько дней ему стало плохо на банкете, и по Грозному поползли слухи, что его отравили. В конце концов возобладало мнение, что он съел ядовитый гриб.

В интервью, данном на прошлой неделе в Нью-Йорке, куда он приехал в составе свиты президента Путина, Кадыров заявил, что жизнь в Чечне налаживается, беженцы возвращаются, открылись школы, появляются новые рабочие места для учителей, врачей и чиновников.

"Борьба не окончена, - сказал. - Она продлится долго. Но люди идут голосовать, потому что им все это надоело".

Этого не следует из разговоров с людьми на улицах Грозного.

Только 2 из 10 сказали, что намерены голосовать, и только двое из них заявили, что поддерживают Кадырова. Исключение составила группа женщин, собравшихся на улице, где находится Дом правительства.

"Мы за Кадырова", - крикнули женщины, и все засмеялись.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru