The Times | 3 октября 2006 г.
Не дразните медведя
Редакция
Грузия должна отдавать себе отчет о последствиях чрезмерного провоцирования тонкокожей России
Прекращение всего воздушного, железнодорожного, дорожного, морского и почтового сообщения между Россией и Грузией ведет к резкой эскалации политической напряженности между двумя странами и демонстрирует, насколько разгневался Кремль из-за ареста по обвинениям в шпионаже четырех российских военных в Грузии. Россия уже привела свои войска в Грузии в состояние повышенной боевой готовности, отозвала посла и эвакуировала многих граждан. Она попросила СБ ООН принять на рассмотрение грузинский вопрос и сейчас предлагает ввести специальный закон о запрете всех банковских операций между двумя странами - этот шаг станет стеной на пути перевода денег в Грузию грузинами, работающими в России, а их более миллиона, и нанесет мощный дар по шаткой экономике страны.
То, что Москва пытается поставить Грузию на колени, очевидно. Однако президент Саакашвили настаивает, что он не преклонит колен перед соседом-гигантом. Он обвинил Россию в попытке заставить его подчиниться силой и заявил, что Грузия не допустит, чтобы к ней относились как ко второсортному подбрюшью некоей зарождающейся империи. Тем не менее, он отказался от своей угрозы отправить четырех россиян под суд и вместо этого передал их бельгийцам, которые сейчас председательствуют в ОБСЕ, в то же время указав, что его правительство ведет в их отношении расследование. Военные возвратились в Москву.
Размолвка уходит корнями в события трехлетней давности, в "революцию роз", когда демонстранты заставили Эдуарда Шеварднадзе покинуть пост главы государства. Предотвратить насилие и облегчить приход к власти молодого, получившего образование в США Саакашвили удалось во многом благодаря российскому посредничеству. С тех пор, однако, отношения между странами резко ухудшились. Москву возмутили попытки Грузии снискать расположение НАТО, приглашение в страну американских военных советников и ее бесцеремонный отказ учитывать опасения России.
Ехидные замечания Саакашвили, его курс, нацеленный на то, чтобы добиться от президента Буша критики в адрес Москвы, и его полная энтузиазма поддержка других региональных критиков, таких как украинский президент Ющенко, привели к тому, что от возмущения у Москвы шерсть встала дыбом и она пошла на ряд ребяческих мер в духе "зуб за зуб", включая запрет на ввоз грузинских вин и более зловещий и не получивший официальных объяснений саботаж в разгар прошлой зимы на главном трубопроводе, по которому в Грузию идет газ.
России нужно стать более толстокожей. Грузия с ее пятью миллионами жителей вряд ли может представлять какую-либо угрозу для безопасности. Россия столкнулась с ущемлением чувства собственного достоинства, кроме того, понесли ущерб связи в сфере культуры, религии и истории. Однако Москве не стоит думать, что любой шаг в сторону Запада какой-либо из бывших советских республик - это обязательно антироссийский шаг, или что политика - это всегда игра с нулевым итогом.
Несмотря на все вышесказанное, однако, Саакашвили стоит серьезно подумать, прежде чем показывать нос Москве. Было бы иллюзией считать, что Грузия может игнорировать своего соседа или что Запад предложит ей военную и дипломатическую защиту. Одна только география диктует требование проявлять благоразумие.
Грузия обвиняет Россию в блокировании разрешения ситуации в двух мятежных анклавах, Южной Осетии и Абхазии, однако и в одном, и в другом грузинский национализм наталкивается на глубокое сопротивление, и абхазское нежелание подчиниться грузинскому правлению мало связано с Москвой. Россия привержена идее вывода сил с военных баз в Грузии до 2008 года, однако тревоги по поводу того, что после этого Грузия развернет атаку на Абхазию, вполне обоснованны.
Опасность в том, что вербальные упреки могут быстро привести к проявлениям насилия. Кавказ - это пороховница исторической враждебности. Саакашвили стоило бы попытаться добиться ровного улучшения расшатавшихся отношений.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях