El Pais | 3 октября 2007 г.
Без атомного двигателя человек вряд ли сможет полететь на Марс
Хоан Амброхо
Без атомного двигателя космическая программа пилотируемых космических исследований NASA Constellation невыполнима. Официальная цель проекта - новый полет человека на Луну, а затем и на Марс, однако при предполагаемом использовании для этих целей обычных ракетных двигателей "американской миссии будет трудно попасть на Марс, и стоить эта программа будет в 10 раз больше, чем система, базирующаяся на атомной энергии", заверяет российский инженер Николай Толяренко, возглавляющий магистрскую программу Международного института космоса, штаб-квартира которого находится в Страсбурге.
"Соединенные Штаты сделают ошибку, если и дальше будут развивать обычные ракеты для продолжения освоения космоса", - утверждает российский инженер. Толяренко представил в понедельник в Королевской академии наук и искусств в Барселоне доклад по случаю 50-летней годовщины запуска первого спутника. Тот легендарный спутник положил начало золотым годам космической гонки между Россией и Соединенными Штатами, для которых запуск стал полной неожиданностью.
Толяренко говорил и о будущем освоения космоса, сделав акцент на ключевом вопросе - типах двигателей. Он упомянул об альтернативах атомной энергии, в частности, об использовании солнечных элементов, отметив, что "мы уже 10 лет их ждем, это очень сложно". Также он высказал мнение о возможности разработки турбовентиляторных двигателей: "К сожалению, они будут слишком слабы для тех грузов, которые будет необходимо перевозить".
"Все это вопрос денег, так как нынешних инвестиций в развитие новых подходящих для освоения космоса двигателей недостаточно", - отметил он. Технологии сегодняшнего дня позволяют перевозить грузы весом от 5 до 10 тонн, но этого мало, "потому что, если хочешь полететь на Марс, надо иметь возможность перевезти более 100 тонн". Если удастся умерить общественные опасения перед использованием атомного двигателя, сказал Толяренко, менее 100000 млн долларов будет достаточно для того, чтобы через 10 лет подготовить демонстрационный полет. "Технология доступна, дело только за финансированием", - сказал он.
По мнению инженера, сейчас может начаться вторая космическая гонка, прежде всего между США и Китаем (если его технологическое развитие будет идти теми же темпами), Россией и, возможно, Европой. Однако Россия, по его словам, должна прежде оправиться от жуткого десятилетия с 1992 по 2002 год, когда космические технологии практически не развивались: "С прошлого года Россия инвестирует 700 млн евро в год". Какую роль может сыграть Европа? Российский инженер считает, что задержка реализации программы навигационных спутников "Галилео" и негибкая система принятия решений со стороны стран-членов Европейского космического агентства противоречат интересам Европы.
За 50 лет космический сектор очень изменился. Толяренко объяснил, что СССР использовал очень практичные и простые решения для изготовления и запуска первого спутника, построенного всего за несколько месяцев. Русские, когда узнали об этом, очень гордились достижениями страны, а американцы были поражены. "Это было неожиданностью и эмоциональным потрясением для общества", - сказал он. Если бы не запуск спутника, юбилей которого отмечается сейчас, не было бы ни космической гонки, ни программы "Аполлон", в результате которой человек ступил на Луну. Американцам было необходимо быстро и эффективно ответить на вызов, поэтому первые 25 лет космической гонки были наиболее плодотворными. Толяренко посетовал, что "в последней четверти века в космосе не произошло практически ничего примечательного".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях