The Washington Post | 3 октября 2007 г.
Новый премьер-министр
Редакция
Владимир Путин выдвигает собственную кандидатуру
Дипломаты и кремленологи с их страхами по поводу "переходного периода", который последует в России после того, как Путин сложит с себя полномочия президента, могут спать спокойно: вероятно, никакого "переходного периода" не будет. В своем выступлении в понедельник на грубо срежиссированном съезде партии "Единая Россия" Путин объявил, что возглавит избирательный список этой партии на парламентских выборах в декабре, а также сказал, что идея занять пост премьер-министра кажется ему "реалистичной". По его словам, для этого нужны два условия - чтобы "Единая Россия" победила на парламентских выборах, а в результате мартовских президентских выборов эту должность занял "порядочный, дееспособный, современный человек, с которым можно работать в паре". Эти условия легко выполнимы: возглавляемая Путиным "Единая Россия" при государственной поддержке наверняка получит значительное большинство в Думе, и никто в России не сомневается, что будущий президент в конечном итоге будет избран самим Путиным.
Перспектива превращения формально выборного лидера России в кого-то вроде царя или генсека КПСС с пожизненным сроком исполнения полномочий устраивает не только многих россиян, но и некоторые западные правительства, которые ждут от Кремля прежде всего "стабильности". Апологеты Путина указывают на то, что он выражал стремление быть ответственным партнером США и Евросоюза и даже иногда вел себя соответствующим образом. Его усилия восстановить статус России как мировой державы и господство этой страны над соседями можно счесть наглыми, но нельзя назвать вызывающе агрессивными. Однако личные амбиции Путина свидетельствуют: в то время как почти вся Европа стала демократической, Россия, подобно некоторым среднеазиатским соседям, останется политически отсталой автократией.
Частью Европы стали шесть республик бывшего СССР - как, например, Украина, независимое государство с населением около 50 млн человек, где в воскресенье состоялись парламентские выборы, третьи меньше чем за три года. Их результаты разительно отличаются от того единогласного одобрения, которым на следующий день была встречена в рядах "Единой России" платформа Путина. Украина оказалась в запутанной ситуации, когда по крайней мере 4, а то и 6 конкурирующих партий проходят в Верховную Раду, причем ни одна не имеет абсолютного большинства. Выборам премьер-министра в этой стране, возможно, будут предшествовать недели или даже месяцы сложнейших переговоров в парламенте.
Путин, которому не удалось повлиять на президентские выборы на Украине в 2004 году, разумеется, смотрит на киевскую демократическую возню с презрением. И все же по многим показателям Украина обгоняет Россию: ее экономика растет почти такими же темпами, как российская, но вовсе не за счет громадного экспорта нефти и газа. Украина идет впереди и по таким показателям, как открытость для инвестиций, прозрачность государственного аппарата и распространенность личных прав и свобод человека. Да, России будет гораздо проще определиться с кандидатурой нового премьера, но у Украины, похоже, больше шансов достичь процветания в мире и - нравится это Путину или нет - оставить авторитарные государства позади.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях