The Washington Times | 3 сентября 2003 г.
Небрежное американское планирование
Роуан Скарбороу
Секретный доклад, предназначенный для Объединенного комитета начальников штабов, возлагает ответственность за неудачи в Ираке на недостаточно продуманный и поспешный процесс планирования войны. В этом процессе не было уделено должного внимания операциям, которые должны были проводиться в постсаддамовском Ираке.
В докладе, который был подготовлен в прошлом месяце, говорится, что поиск оружия массового уничтожения был запланирован так поздно, что американское Центральное командование не могло эффективно выполнить миссию.
Доклад "Стратегические уроки иракской операции" был засекречен. Однако газете Washington Times удалось получить его копию.
В нем говорится, что президент Буш одобрил общую стратегию ведения войны в Ираке еще в августе прошлого года. За восемь месяцев до того, как начали падать первые бомбы, и за шесть месяцев до того, как он запросил у Совета Безопасности ООН мандат на ведение войны, который так и не получил.
Высокопоставленные официальные лица США, включая заместителя министра обороны Пола Вулфовица и заместителя госсекретаря Ричарда Армитиджа, недавно признали, что администрация Буша не сумела предсказать начало партизанской войны против американских войск в Ираке. С 1 мая сторонники Саддама и иностранные боевики убили более 60 солдат, в большинстве случаев при помощи мин, заложенных на обочинах дорог, и гранатометов.
Бюджетный комитет конгресса вчера спрогнозировал, что если не продлить срок военной службы, то из-за необходимости ротации воинского состава в 2004 году у Пентагона больше не будет свежих боевых подразделений для Ирака.
Доклад раскрывает недостатки в системе планирования. Говорится, что специалистам, которые занимались планированием, не дали достаточно времени, чтобы составить наилучшую программу действий для так называемой "фазы-4", т.е. для восстановления Ирака.
В докладе не называются конкретные имена.
Однако известно, что основную часть военного планирования осуществляли генерал Томми Фрэнкс из Сенткома, Объединенный комитет начальников штабов под руководством генерала Ричарда Б. Майерса и политический отдел Пентагона, возглавляемый заместителем министра обороны Дугласом Фейтом.
Когда сопротивление иракцев американским войскам возросло, а восстановление работы жизненно необходимых служб затянулось, Пентагон был вынужден отказаться от своего первоначального плана по восстановлению страны. В середине мая Пол Бремер, бывший посол, был назначен на должность руководителя американской администрации в Ираке.
В том, что касается поиска оружия (главная причина, по которой Буш начал войну), в докладе говорится: "Планирование в отношении уничтожения и утилизации оружия массового уничтожения было осуществлено слишком поздно, что не позволило Сенткому эффективно выполнить миссию. Необходимый объем планирования бы недооценен".
Поиск оружия, осуществленный командами военных в тех местах, которые ЦРУ и другие спецслужбы указали еще до начала войны, не принес результатов. Вскоре Пентагон заменил эти команды на "Группу по надзору за Ираком" (Iraq Survey Group). В данный момент поисками оружия массового уничтожения руководит бывший военный инспектор ООН Дэвид Кэй.
В докладе говорится, что планирование было недостаточно тщательным, потому что у военных не было опыта проведения широкомасштабных операций по уничтожению и утилизации оружия массового поражения. Кроме того, не было четкого разграничения полномочий, и ощущалась нехватка средств для выполнения миссии.
Вчера представитель Пентагона отказался комментировать отдельные пункты доклада.
"Мы всегда внимательно относимся ко всем нашим действиям и стремимся совершенствоваться и лучше выполнять нашу работу, - заявил он. - Операция в Ираке - не исключение. Что касается этого документа, то должен сказать, что он является проектным и к тому же засекречен, поэтому комментировать его неуместно".
В докладе, который имеет статус "окончательного проекта", содержатся рекомендации военному командованию, например, Сенткому, организовать постоянную группу специалистов по вопросам оружия массового уничтожения. Кроме того, рекомендуется, чтобы каждый план действий содержал раздел, посвященный этому оружию.
При планировании действий на постсаддамовский период не был должным образом организован процесс сотрудничества между различными организациями - например, между Пентагоном и Госдепартаментом, отмечается в докладе. Цели для "фазы-4" были определены до начала войны, но внимание от них было отвлечено в результате постоянного стремления к усовершенствованию планов по борьбе с иракской армией, подчеркивает доклад.
В докладе также упоминаются события, начиная с 11 сентября, которые привели к войне:
29 августа 2002 года Буш "одобряет цели, задачи и стратегию по Ираку";
Пентагон за три месяца до этого начал серию военных учений под названием Prominent Hammer для того, чтобы оценить, смогут ли вооруженные силы одержать победу в Ираке, и одновременно продолжать оказывать сдерживающее действие в других регионах, например, в Южной Корее;
24 ноября глава Сенткома генерал Фрэнкс представил министру обороны Дональду Рамсфельду "шесть главных задач для достижения успеха";
4 и 5 октября Сентком провел крупные учения, чтобы протестировать план Фрэнкса.
В докладе также говорится, что администрация Буша поддерживала тесные контакты с Израилем по поводу этого плана. В середине февраля "ключевые израильские лидеры" получили инструкции по данному вопросу.
Доклад дает три степени оценки действий. Самая худшая - это "действия, которые не оправдали ожиданий или потребностей и должны быть исправлены посредством принятия новых инициатив". Эту оценку получили послевоенное планирование и поиск оружия массового уничтожения, а также действия по развертыванию сил в регионе.
Средне оцениваются "действия, которые продемонстрировали свою эффективность, однако требуют улучшения". Это оценку получили освещение операции, силы специального назначения, поиск целей для ударов и контроль местонахождения дружественных войск.
Наивысшую оценку - "действия, которые достигли новых уровней эффективности и которые необходимо поддерживать и развивать" - получила новая концепция ведения боевых действий, предложенная Рамсфельдом, а также проведение военных учений.
В докладе также была дана высокая оценка нового порядка нанесения удара по целям, для поражения которых важен фактор времени. В 2001 году во время войны в Афганистане, сообщается в докладе, генерал Фрэнкс и Рамсфельд должны были одобрять список целей. Однако в Ираке командование улучшило руководство и процедуры с тем, чтобы командиры могли наносить удары по целям в момент их появления.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях