Neue Zürcher Zeitung | 3 сентября 2004 г.
Путин должен переступить через свою прежнюю чеченскую политику
R. М.
Возможно, в том, что российский президент Путин вообще позволил на Совете безопасности ООН завести речь о драме заложников в Северной Осетии, есть маленький проблеск надежды. Конечно, этот орган единогласно осудил преступное деяние. Ведь до сих пор российское правительство всегда называло чеченский конфликт чисто внутренним делом. Обсуждение этой темы в международных органах или тем более предложения о посредничестве воспринимались как неуместное вмешательство во внутренние дела.
Как бы ни закончились отвратительные события, связанные с захватом заложников в школе северно-кавказского города Беслан, после недавней волны чеченских терактов Путин уже не может игнорировать тот факт, что его методы решения чеченского вопроса потерпели провал. Пять лет назад он пообещал людям, что при помощи маленькой войны вновь приведет упрямую республику с ее тогда почти миллионным населением под контроль России и поставит надежный заслон проискам чеченских террористов.
Но то, что Путин называл борьбой с терроризмом, на самом деле было беспощадной разрушительной войной с широкой массой мирного чеченского населения. По достоверным данным, несколько десятков тысяч мирных жителей погибли или были похищены в результате наступления и длительной оккупации разнузданными российскими военными, которые нередко действовали заодно с преступными мафиозными чеченскими бандами. Десятки тысяч чеченских беженцев все еще не решаются вернуться на родину.
Путин попробовал нейтрализовать запутанный конфликт через его "чеченизацию". C этой целью сначала была принята чеченская конституция, а потом уже дважды проходили выборы чеченского президента (вторые - после того, как первый президент уже через несколько месяцев был убит в результате теракта).
Однако глава Кремля в своем стремлении к контролю не проявил дальновидности и не доверил выбор кандидатов самим чеченцам. Сфальсифицированные выборы, продолжительный произвол со стороны коррумпированных спецслужб и нереализованные обещания о восстановлении республики ни коим образом не могли завоевать умы и сердца широких масс населения - и тем самым осушить то болото, в котором подрастает новое поколение для чеченского подполья.
С уверенностью можно утверждать, что большинство несчастного гражданского населения в Чечне так же, как и весь остальной мир, ужаснулось преступлениям террористов-фанатиков, которые утверждают, что действуют от имени народа. Но этого не достаточно, чтобы на длительный срок изолировать мятежников, вряд ли действующих безо всякой поддержки.
Путин наряду с целенаправленной борьбой с терроризмом военными методами должен наконец попытаться подключить к политическому решению те сепаратистские силы, которые принципиально готовы к диалогу. При этом глава Кремля также должен перестать высокомерно игнорировать такие важные посреднические инстанции, как правительства стран ЕС или мусульманских государств.
Конфликт вокруг Чечни наряду с другими факторами имеет долгое колониальное прошлое. Но в XXI веке его нельзя решить исключительно силовыми методами или путем манипуляцией. Чтобы это понять и сделать соответствующие выводы, Путин должен переступить через свою прежнюю чеченскую политику. Шарон, глава правительства Израиля, со своим планом выхода из сектора Газа, похоже, уже готов к подобному шагу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях