La Stampa | 3 сентября 2007 г.
"Танцевать с Путиным? Но не любой ценой"
Марко Заттерин
Бенита Ферреро-Вальднер демонстрирует хорошие манеры, даже когда речь заходит о сложных вопросах, о которых хочется говорить в сильных выражениях... "Россия стала более убедительной", - говорит еврокомиссар по внешним связям, австрийка с очень приятной внешностью, получившая прозвище Ferrero-Küsschen ("поцелуй Ферреро") за свое умение деликатно проводить даже самые сложные переговоры. Она поясняет: "Москва вновь стала сильной с экономической точки зрения и хочет разыграть все карты, чтобы вновь стать политической державой". Отсюда и циничное поведение Путина, которое Саркози назвал "брутальным". Вероятно, бывший министр иностранных дел Австрии придерживается того же мнения, но никогда бы не решилась на подобное высказывание.
Ее послания следует читать между строк. Мягкая дипломатия, вариант железной руки в самой классической бархатной перчатке. "В наших интересах иметь хорошие отношения с Россией, потому что существует прочная взаимозависимость между нашими двумя системами. Однако, как обычно происходит при самых хороших отношениях, танцевать танго необходимо вдвоем".
- В чем же препятствие?
- Существуют препятствия, которые мы должны устранить, чтобы можно было подписать договор о партнерстве и сотрудничестве. История с польским мясом - явное тому доказательство: два года мы не можем урегулировать этот безосновательный спор.
- А русские?
- Мы ждем большей гибкости с их стороны.
- Если они ее не проявят, не будет никакого партнерства?
- Мы должны были начать переговоры год назад. Мы были открытыми и гибкими. Но если Россия не отплатит нам той же монетой, мы можем прекрасно прожить и без этого договора. Мы знаем, что Москва находится на предвыборном этапе, а это не способствует упрощению ситуации.
- Как изменить мнение общественности, настроенной все более скептически в отношении русских, и убедить ее, что нет повода их бояться?
- Ответ - это вступление России в ВТО, мы всегда поддерживали этот шаг. Вступление должно состояться как можно быстрее. Тот факт, что она вне этой организации, позволяет ей играть на других условиях. В то же время мы не должны отказываться от решительной защиты наших демократических ценностей, начиная с прав человека.
- Еще один сложный участок. Или нет?
- Были арестованы несколько человек, которые якобы принимали участие в убийстве Политковской. Мы не можем оценить доказательства, но складывается впечатление, что это шаг в правильном направлении. Это хорошо, что есть какие-то шаги. Было важно, чтобы были даны какие-то гарантии того, что истинные виновные предстанут перед правосудием.
- Энергетическая политика - это пример того, что ЕС не может говорить одним голосом. В Брюсселе звучат воззвания, а потом заключаются двусторонние договоры. Это некрасиво.
- Это так. У нас должна быть единая политика и одна стратегия. Новый договор должен позволить нам работать более последовательно, ЕС будет рельефней выглядеть перед лицом остального мира.
- Может ли существовать единая внешняя политика без Соединенного Королевства?
- Европа постепенно росла и оптимистично смотрит в будущее. Вспомните последнее выступление Саркози. Суть его послания сводится к тому, что Франция ничего не станет делать в одиночку и будет обсуждать свои решения с ЕС. С Меркель, надеюсь, и с Брауном, можно внести вклад в упрочение роли Союза.
- Вы находите Сарко проамериканцем?
- Он хочет быть добрым союзником Соединенных Штатов. Даже его каникулы послужили демонстрацией того, что он хорошо относится к США, но в то же время он намерен сохранять определенную независимость.
- Он активен. После истории с болгарскими медсестерами он оказывает давление с целью урегулирования дела Бетанкур. Его политика определяется заложниками?
- Гуманитарные вопросы имеют большую важность для него и госпожи Саркози. Я довольна тем, что мы вместе нашли решение с ливийцами. Мы работали многие годы, и результат получен.
- Некоторые думают, что у вас украли славу.
- Я уже сказала то, что думаю по этому вопросу. Дело Бетанкур очень сложное, оно отличается от ливийского. Сам колумбийский президент потерпел поражение.
- Италия настаивает на резолюции ООН об отмене смертной казни. Поддержка со стороны европейцев не слишком убедительна.
- Это не так. Весь ЕС за мораторий. Вопрос в том, что необходимо выбрать правильный момент, чтобы действовать. Очень многое зависит от времени.
- Момент настал?
- Это проблема, над которой следует хорошо подумать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях