Der Spiegel | 3 сентября 2007 г.
"Учитывать лишь доказательства"
Маттиас Шепп
Александр Лебедев, 47-летний бизнесмен и совладелец "Новой газеты", о деле Анны Политковской
- Непосредственно после убийства вы пообещали вознаграждение, примерно равное 700 тысяч евро, за информацию о виновных. Считаете ли вы, что сейчас расследование уже завершено?
- Это должен решить суд. Я охотно заплачу обещанную сумму, как только в деле не останется никаких сомнений. Кроме того, в Думу я внес предложение по изменению закона о защите свидетелей.
- Генеральный прокурор Чайка считает, что заказчиков нужно искать за границей. Вы тоже?
- Как и в советские времена, в загранице снова видят мрачную угрозу. Мне неизвестны доказательства, которыми он, по-видимому, располагает. Для меня важны факты, а не эмоции. Я не сторонник скоропалительных выводов.
- Намек Чайки касается бывшего олигарха Бориса Березовского.
- Среди российских политиков, похоже, входит в моду во всем винить Березовского. Наверное, на него возложат ответственность еще и за глобальное потепление, землетрясения и цунами. Однако возможно, что генеральный прокурор подразумевал вовсе не его.
- Сам Путин через три дня после смерти Политковской говорил, что виновных следует искать за границей.
- Политковская была известна как критик власти. Поэтому нельзя исключить, что вину за ее убийство кто-то захотел свалить на власть. Но с тем же успехом речь может идти о мести со стороны чеченских полевых командиров или других людей, которым не нравились ее статьи.
- Как может быть, что глава государства вмешивается в ход следствия, заранее высказывая свои предположения?
- Конечно, наш президент, как и любой другой, может иметь свое мнение. Я только надеюсь, что оно не будет воспринято следствием как руководство к действию. Оно должно учитывать лишь доказательства, улики и свидетельские показания. К счастью, сейчас не 1937 год...
- ...год сталинских показательных процессов...
- ...когда итогом беспочвенных обвинений становились страшные приговоры.
- Бросается в глаза, что среди подозреваемых есть действующие офицеры из спецслужб и министерства внутренних дел.
- Нам необходима радикальная реформа правоохранительных органов - они не справляются со своими задачами. Так, в Москве милиция стоит на страже прав строительных компаний, акул в сфере недвижимости, защищая их от протестов граждан. А криминалу дан зеленый свет.
- Можно ли в России еще надеяться на свободу прессы?
- Без нее мы окажемся в проигрыше. Но сейчас ситуация совершенно неприемлемая: отличий от брежневской пропаганды практически не существует. Против "Первого" телеканала...
- ...главным собственником которого валяется российское государство...
- ...я с удовольствием бы развернул кампанию, чтобы встряхнуть граждан, чтобы они больше не позволяли таким каналам делать из себя идиотов. С печатной прессой дела обстоят лишь немногим лучше. Даже "Новая газета", при всем моем к ней уважении, в одиночку не в состоянии достичь ничего существенного.
- Почему вы держитесь за критическую газету?
- Это мой гражданский долг. Я не хочу жить в стране, в которой не существует газет вроде "Новой".
- Некоторые в Кремле считают, что газета вам нужна для самозащиты - чтобы вас не могли взять за горло, как других неудобных бизнесменов.
- Также говорят, что я купил ее по заказу Кремля. Это смешно. Финансирование газеты не дает никакого иммунитета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях