La Repubblica | 3 сентября 2008 г.
Фильм, который объединяет русских и грузин: "Для нас эта война - безумие"
Мария Пиа Фуско
Режиссер "Бумажного солдата" - Алексей Герман-младший, русский из Москвы, исполнитель главной роли - Мераб Нинидзе, грузин из Тбилиси. Фильм - история врача, который в 1961 году участвовал в подготовке будущих космонавтов и который сомнениями о том, справедливо ли рисковать жизнями людей, чтобы утвердить превосходство СССР в завоевании космоса, доставшегося особой ценой. "Фильм является доказательством того, что есть территории, на которых мирное сосуществование - это реальность, - говорит Герман, которому всего 32 года. - Я пока еще не режиссер, я только учусь, режиссеры - это Феллини, Бергман, Куросава". Но ему удалось восстановить атмосферу надежды поколения 60-х годов, "когда после сталинизма казалось, что не хватает лишь нескольких шагов до великих свершений: космос и благосостояние, но еще и конец подозрениям и страхам, свобода думать и жить. Потом наступил 1968 год, танки в Праге, и стало понятно, что несколько шагов превращаются в годы, многие годы".
Актер и режиссер одинаково реагируют на идею холодной войны: "Боль и стыд". Сын Алексея Германа, представителя ленинградской киношколы, режиссер фильма "Бумажный солдат" родился "в самый разгар холодной войны": "Я помню чудеса, которые я увидел в одном из магазинов игрушек в Финляндии, когда в 1987 году я вместе с отцом впервые побывал за границей. Вернувшись в Москву, я увидел полки в одном из хозяйственных магазинов, на которых были лишь десятки пластиковых пакетов, единственный оставшийся товар, символ разрушающейся империи. Я не знаю, кто прав, кто виноват, но, как я думаю, ни один здравомыслящий человек, ни в России, ни в Грузии, не хочет возвращения холодной войны. Только психопаты могут мечтать о том, чтобы нацеливать друг на друга ракеты". "Бумажного солдата" снимали в Казахстане, на развалинах того, что когда-то было сталинским лагерем. "Мы целыми днями были в грязи, в тех же условиях, в которых в те годы работали на строящихся космодромах", - рассказывает режиссер, который в своем фильме, наполненном литературными ссылками на Чехова и Лермонтова, рассказывает о встрече, выдержанной в духе Феллини, главного героя с родителями, умершими в лагере. "Он находит их в тиши рая, потому что я думал о своих родителях, об их удивительном идеализме. Идеализма больше нет, это потерянный рай. Сегодняшняя Россия - странная, можно увидеть только людей, заполнивших супермаркеты, покупающих автомобили, они не думают ни о чем другом. И ужасные события, происходящие сегодня, лишили меня надежды, я больше не верю в возможность жить в стране, свободной от границ. Какую-то надежду у меня вызывает приход Обамы, он мне кажется симпатичным".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях