Статьи по дате

La Repubblica | 3 сентября 2008 г.

Новая Ялта: сегодняшние правители и сферы влияния

Лучо Караччоло

Сталин, Рузвельт и Черчилль поделили между собой мир, которого больше нет. Несколько лет назад Москва вновь подняла голову и претендует на расширение. С другой стороны, НАТО, самый могущественный военный блок, не побеждает в Афганистане.

"Ты живешь только дважды", - предупреждал Ян Флеминг в романе о Бонде. Значит, и умирают по меньшей мере дважды, подтверждением чего, как кажется, является судьба Ялты, или, вернее, судьба легенды о ней. В соответствии с этой легендой, на саммите в Крыму 4-11 сентября 1945 года Рузвельт, Сталин и выступивший нотариусом Черчилль поделили мир.

Поэтому, когда 9 ноября 1989 года Берлинская стена пала, мы поспешили отпраздновать похороны военных блоков и соответствующих сфер влияния. Прошло почти 20 лет, и Ялта вновь умерла. Ей конец, как постановил Николя Саркози на европейском саммите в Брюсселе, в прошлый понедельник: "Возвращение сфер влияния совершенно неприемлемо". Но между Берлином и Брюсселем мы, вероятно, что-то потеряли.

Придя в восторг от победы, мы предпочли не обращать внимания на то, что, сдавая в архив холодную войну, мы отмечали не конец блоков, а конец того блока, что терпел поражение. Другой блок, в лице НАТО, провел два этих десятилетия в расширении за счет стран, которые когда-то входили в Варшавский договор. И такое впечатление, что он не собирается останавливаться. Да, больше нет блока, который ему противостоял. Наш альянс объединяет в себе множество душ и разнородных импульсов, и не только в Европе. Он отказывается прояснять свои задачи, когда-то элегантно изложенные в постулате Лорда Исмея: надо держать Советский Союз подальше, Америку - поближе, а Германию - пониже. Но он не собирается самораспускаться. Вашингтон не намеревается отказываться от своей европейской сферы влияния, в то время как континентальные лидеры продолжают чувствовать себя в большей безопасности под зонтиком НАТО.

Несколько лет назад потерпевшая поражение империя вновь подняла голову. После молниеносной карательной операции в Грузии Москва выглядит настолько уверенной в себе, что предупреждает: "Существуют регионы, в которых у России имеются привилегированные интересы" (Медведев), у ее границ и дальше. Короче говоря, она хочет вернуть свою сферу интересов и обладает для этого необходимыми средствами. Эта зона распространяется на часть бывших советских территорий, в которых проживают русские меньшинства. Когда Саркози говорит о "конце Ялты", он не говорит об истории, он говорит о геополитической реальности. Он предупреждает Путина и Медведева не пытаться осуществлять свои планы. Но Саркози так и не объяснил, каким образом мы можем наказать Россию в случае непослушания, чтобы не наказать самих себя.

В ожидании нового противостояния между Россией и Соединенными Штатами, пока европейские страны делают вид, что они объединены под флагом НАТО, стоит, вероятно, напомнить, что на самом деле произошло в Ялте.

Оставим в покое легенды. Это было не деление надвое планеты, а двусмысленное соглашение по достаточно важным вопросам, принимая во внимание, что мировая война еще не закончилась. Первое: СССР заверял, что вступит в войну против Японии, как того требовал Рузвельт. Второе: Сталин согласился с созданием Организации Объединенных Наций, тремя месяцами позже в Сан-Франциско было объявлено об учреждении ООН, которая, по мнению американцев, должна была руководить будущим миром. Третье: советская сторона обещала, что не будет "присваивать" освобожденные или захваченные Красной армией территории.

Все это было закодировано в "Декларации об освобожденной Европе", посредством которой "трое великих" гарантировали демократию народам, освобожденным от нацистского ига. Министр иностранных дел Молотов сразу же разъяснил, что Кремль намеревается делать с этим куском бумаги, документом, который расценивался как "вмешательство в дела освобожденной Европы". Через три недели Андрей Вышинский, наместник Сталина в Бухаресте, ворвался во дворец короля Михая, дал ему два часа на формирование прокоммунистического правительства "демократического фронта" и ушел, хлопнув дверью. После Румынии настала очередь почти всех территорий, на которых находились войска Сталина к моменту окончания боевых действий. Упал "железный занавес". Предпосылки к холодной войне были заложены еще в ходе горячей войны.

В любом случае сферы влияния были изобретены не в Ялте. Они существуют с тех пор, как на мировой арене начали действовать великие державы. Или же те страны, которые не довольствуются только собственным администрированием и хотят учить других как себя вести. Начиная с Договора, подписанного в Тордесийас (1493), которым Папа Александр VI прокладывал границу, которая должна была разделить испанские и португальские земли, до религиозного мира в Аугсбурге (1555), по которому Германия делилась на две сферы влияния, католическую и протестантскую, современная история богата еще более конкретными прецедентами, чем Ялтинская конференция, упомянутая Саркози. От нацистского Lebensraum, "свободного пространства", или "Большой азиатской сферы сопроцветания" японской модели, практически несостоявшихся, в то время как союзнический конклав заседал на берегу Черного моря.

Альтернативой сферам влияния никогда не были ни абсолютное господство одной державы (монополярность отрицается и законами физики, и геополитической практикой), ни мировая демократия. Была и остается анархия.

Непрекращающееся звучание баса, модулирующее любые попытки нормализовать международные отношения, превращается в оглушительный гром, когда умирает империя и мародеры начинают делить остатки.

Сегодня то, что осталось от Востока, и возрождающаяся, но хрупкая российская империя ввязались в необычное противостояние. Альянсы вырождаются в хрупкие союзы, начиная с Шанхайской организации сотрудничества, целью которой является укоренение китайских и российских интересов в Центральной Азии. Цель - покончить с тем же НАТО, самым могущественным блоком планеты, которому не удается одержать победу в Афганистане.

Однажды за хаосом придет новый порядок или, вернее, попытка установления порядка. Кто тогда сядет за гипотетический стол переговоров "новой Ялты"? В соответствии с сегодняшней расстановкой сил, к рангу Рузвельта, Сталина и Черчилля может стремиться американо-русско-китайский триумвират: Буш (и очень скоро его преемник) как первый среди равных, Путин (в обличье Медведева) и Ху Цзиньтао. Во втором ряду - трио Саркози-Браун- Меркель, каждый строго сам за себя, затем индиец Манмохан Сингх и бразилец Лула, лидеры нарождающегося Юга. Быть может, многовато фигур для того, чтобы договориться о новых сферах влияния. Но поговорим об этом лет через 20, на следующем отпевании Ялты.

Источник: La Repubblica


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru