The Daily Beast | 3 сентября 2015 г.
Американская подлодка приняла вызов России и всплыла "на заднем дворе у Санты"
Дэвид Экс
Около двух недель назад американская атомная подводная лодка USS Seawolf завершила продолжительный учебный поход в арктических льдах. "Официально миссия Seawolf состояла в том, чтобы проследовать со своей базы в Бремертоне, штат Вашингтон, через Берингов пролив и Северный полюс на совместную тренировку с Шестым флотом в Атлантике... Однако это арктическое путешествие было и манифестом остальному миру, что американский ВМФ по-прежнему может оказаться всюду, где достаточно глубоко", - пишет Дэвид Экс в The Daily Beast. Рейд Seawolf автор называет "блестящим достижением" и образцом "высокотехнологичного мастерства".
В плавании субмарина находилась с марта по август. За это время она дважды пересекла Северный Ледовитый океан и сейчас вернулась на базу, где ее поместили в сухой док для техобслуживания. Как сказал Эксу капитан первого ранга Джефф Бирли, под чьим командованием Seawolf совершила поход, северный маршрут занимает меньше времени, чем проход через Панамский канал. Командир тоже подчеркнул символическую важность этого броска.
"Пока Китай и Россия плетут интриги, американские атомные субмарины, как и прежде, вдоль и поперек бороздят мировой океан, заплывая даже в самые опасные воды, - говорится в статье. - Это своего рода политический манифест с давней историей. Впервые подводная лодка добралась до Северного полюса в 1958 году, и это была USS Nautilus - первая из поставленных на вооружение в США атомных субмарин". Корреспондент отмечает, что Америка располагает крупнейшей группировкой подводных атомных судов: 71 единица. На 2016 год американский ВМФ запланировал еще две полярные экспедиции.
"Плавание на подводной лодке в Арктике впечатляет, и это непростая затея, - говорится в статье. - Действия подо льдом требуют от экипажа тщательного планирования и осторожной навигации. Seawolf и две другие субмарины того же проекта, построенные в 1990-х - начале 2000-х, оснащены специальным оборудованием для выполнения таких задач, включая эхолокатор для картографирования льда".
По словам Бирли, труднее всего в таком походе первая часть - проход по узкому Берингову проливу между Аляской и Россией: "Там мелководье". Поскольку пространства для маневров почти не было, команде Seawolf, которая насчитывает около 115 человек, пришлось потрудиться, чтобы увернуться от выпиравших книзу ледяных "килей". Благодаря ядерному реактору 353-футовая Seawolf избавлена от необходимости засасывать воздух для работы силовой установки (что приходится делать большинству дизельных субмарин). Тот же реактор производит воздух и воду для экипажа. Имея большой запас консервированного и замороженного продовольствия, а также инерциальную навигационную систему, которая постоянно рассчитывает местоположение судна без помощи GPS, такая подлодка стоимостью в несколько миллиардов долларов может оставаться в подводном положении несколько месяцев, повествует автор статьи.
"Однако если кто-нибудь на борту получает травму или заболевает, подлодке приходится всплывать (прямо через лед), чтобы пациента эвакуировали вертолетом. Пробить ледяную корку проще на словах, чем на деле, для этого нужна практика, - продолжает Экс. - Сначала субмарина с помощью сонара должна обследовать находящийся над ней лед и отыскать хороший плоский участок, достаточно тонкий, чтобы его можно было проломить. Затем команда осторожно поднимает субмарину вверх до тех пор, пока ее боевая рубка, выступающая над цилиндрическим корпусом, не упрется. Затем система подачи сжатого воздуха придает подлодке ускорение, и она наконец проламывает лед". Заключительный этап корреспондент счел "до смешного простым". "Мы начинаем расчищать лед, - рассказал капитан. - У нас этим занималось пять-шесть ребят. Бензопилы, кирки, лопаты и так далее". По словам Экса, такой маневр экипаж Seawolf отрабатывал и в только что закончившемся плавании, толщина льда составляла пять футов.
В Арктике Бирли запомнилась безжизненность пространства и тишина: "Нет ни птиц, ни каких-либо звуков. Даже ветра не было". Несколько "разочаровало" его отсутствие белых медведей, признался моряк.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях