Berliner Zeitung | 4 апреля 2002 г.
"Кто дает себя схватить, того высылают"
Ральф Мильке
Петер Дудцик, руководитель студии телеканала ARD в Тель-Авиве рассказывает в своем интервью об ограничении свободы печати, палестинских съемочных группах на оккупированных территориях и опасности для журналистов стать жертвой террорисова-смертников.
- Насколько сейчас опасно быть журналистом в Израиле?
- В глубине Израиля журналисты конечно могут работать относительно спокойно. Конечно, как и другим им тоже грозит опасность стать жертвами террористов-смертников, когда они вечером идут в пивную или днем на рынок. В 500 метрах от нашей студии один из таких террористов недавно взлетел в воздух.
- Как Вы защищаетесь от этого?
- Никто не может защитить себя в полной мере. Но если Вы здесь пройдетесь по Тель-Авиву, то Вы почти перед каждым рестораном увидите вооруженного охранника. У людей появилась повышенная потребность в защите. Контроль ужесточается. Разумеется, я считаю, что террориста-смертника, который принял решение взорвать себя, прихватив с собой в иной мир как можно больше людей, нельзя испугать вооруженной охраной перед рестораном.
- Как отражается эскалация на Вашей непосредственной работе?
- В Тель-Авиве и в самом Израиле нет никаких трудностей. Однако, проблемы начинаются, когда журналисты хотят попасть на западный берег реки Иордана, в частности, в города палестинской автономии ? Вифлеем и Рамаллу. Эти города объявлены запретной военной зоной и они закрыты для посещения. Тем не менее, у нас в каждом из этих городов есть по одной съемочной группе. Они там застряли, и я не буду их сейчас срывать с места. У них есть бронированные машины, пуленепробиваемые жилеты и шлемы. Проблема заключается лишь в декрете израильской армии, на основании которого все лица, не являющиеся жителями Рамаллы, должны покинуть город. Включая всех иностранцев, а также всех журналистов. Наши группы подвергаются опасности быть высланными, если их схватят.
- Существует ли условленное место, где вы сможете собрать коллег для того, чтобы покинуть город?
- С начала интифады существует указание проявлять повышенную осторожность. Я нахожусь в постоянном контакте с моими группами на западном берегу реки Иордан, а также с бюро в Секторе Газа. Мы периодически обсуждаем, как они должны вести себя в нынешней ситуации. Иногда я говорю им: "Останьтесь, пожалуйста, в гостинице. Во вторник, например, они имели твердый приказ не покидать гостиницу на время действия комендантского часа. Они вышли на улицу только на четыре часа во второй половине дня и засняли похороны 15 убитых в братскую могилу перед городской больницей в Рамалле. А вчера в Вифлееме, где тоже введен комендантский час, мои сотрудники приняли решение не выходить на улицу поодиночке. Это повышает безопасность.
- Израиль сильно ограничил свободу печати на оккупированных территориях. Журналистские организации уже предполагают, что Израиль хочет скрыть от глаз общественности, чем занимается его армия. Что Вы думаете по этому поводу?
- Здесь нужен дифференцированный подход. С одной стороны, это наша журналистская задача ? освещать конфликт с двух сторон. Поэтому мы протестовали против закрытия доступа на оккупированные территории. Мы настаиваем на том, чтобы нам дали возможность свободно передвигаться. Израиль ? это демократическая страна. Средства массовой информации должны функционировать свободно. Этой цели должен послужить в том числе иск, который мы недавно подали в израильский суд. В нем также говорится о пролонгации израильской аккредитации для палестинских коллег, которая была прекращена в начале года.
С другой стороны, Рамалла и Вифлеем являются зонами боевых действий. Опасность, быть раненым или убитым, там велика. И если посмотреть, как там работают некоторые наши коллеги, в частности, фотографы, на то, что они оказываются среди вооруженных палестинцев, можно понять необходимость мер, принимаемых израильтянами. К тому же следует учитывать, что правительство Израиля решило полностью изолировать Арафата. В соответствии с израильским вариантом это означает, что о нем, конечно, больше ничего не сообщается. Тем не менее, мы настаиваем на свободной передаче корреспонденций. Мы не хотим превратиться в рупор только одной из двух сторон.
- Ощущаете ли Вы сами в Израиле эти ограничения, например что касается получения информации и передачи корреспонденций?
- Нет, совсем нет. Мы работаем, как и до сих пор, получаем информацию, которая нам необходима. Конечно, сейчас ответственные лица в Израиле пристально смотрят на средства массовой информации, это совершенно ясно. Но у нас есть такие же обязательства перед нашими немецкими зрителями, как у наших пишущих коллег перед их читателями.
- Как сообщают израильские средства массовой информации о конфликте? Имеется ли еще что-то вроде открытой критики?
- Здешние газеты с давних пор очень живые и критичные. И некоторые комментаторы и сегодня остро высказываются о своем правительстве. Утверждение, что пресса стала однообразной или переключилась на пропаганду, не соответствует действительности. Газеты, а также радио и телевидение ? это для нас важные источники информации и анализа.
- Существуют ли равноценные средства массовой информации в автономных областях?
- Существует государственное телевидение и радио Палестины, которое прямо следует линии Арафата. В Секторе Газа для палестинцев имеется единственный источник информации. На западном берегу реки Иордан ситуация совершенно иная. Там существуют частные телеканалы и радиостанции, которые порой весьма критически отзываются об Арафате. Но с газетами и там дела обстоят совсем по-другому. Те безоговорочно поддерживают то, что палестинцы называют освободительным движением.
- Могут ли палестинцы, которые работают на ARD, сохранить в этой раскаленной атмосфере непредвзятость?
- Я могу говорить только про своих людей. Например, мой оператор в Рамалле входит в независимый союз журналистов западного берега реки Иордан. На него я всегда могу положиться, доверять его снимкам и информации. Однако положение усложнилось. С введением ограничений на свободу перемещений мы больше не получаем всей необходимой нам информации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях