Financial Times | 4 апреля 2007 г.
Кризис на Украине требует проявления твердости
Виктор Ющенко
Главная ответственность, которая лежит на мне как на президенте, - долг гаранта конституции и обеспечение того, чтобы политическая деятельность велась в соответствии с ее принципами. Заботу об этом я всегда ставил превыше всего остального, поскольку именно этот фактор определяет, признают ли Украину нормальной европейской демократической страной. Это жизненно необходимо для осуществления наших важнейших национальных целей.
Сегодня молодая украинская демократия столкнулась с новым и опасным вызовом - вызовом, на который нужно реагировать с твердостью и без промедления. Он исходит от правящей коалиции, которая превысила свои полномочия и попыталась монополизировать политическую власть даже ценой нарушения конституции и игнорирования волеизъявления украинского народа на демократических выборах.
После того, как летом прошлого года был сформирован новый кабинет министров, я неоднократно пытался убедить премьер-министра Виктора Януковича управлять страной в духе национального единства и примирения. Вместо этого правящая коалиция развязала неослабевающую кампанию, направленную на то, чтобы нарушить конституционный баланс власти и перечеркнуть результаты последних парламентских выборов. Такое положение не может сохраняться. У меня не осталось другого выхода кроме как распустить парламент и назначить новый раунд парламентских выборов на 27 мая. Это крайняя мера, но я твердо уверен в том, что ее требуют национальные интересы Украины.
В демократическом государстве верховная власть, в конечном итоге, всегда принадлежит народу. Только доверившись мудрости украинского народа, мы сможем выйти из этой тупиковой ситуации и создать консенсус, без которого наша страна не сможет вновь двинуться вперед.
Я не приношу извинений за свои попытки достичь понимания между политическими силами широкого спектра в сложных обстоятельствах, возникших вследствие прошлогодних парламентских выборов. Я как президент счел своим долгом поставить долговременные интересы Украины выше личных предпочтений или узкопартийных выгод. Я считал это важным экзаменом на нашу политическую зрелость.
В развитых демократических обществах часто происходит так, что результаты выборов вынуждают политических противников руководить страной совместно. Сегодня в Германии у власти находится "большая коалиция" левых и правых. Периоды "сосуществования" пережила и Франция. Конституция США, по-видимому, способствует такому явлению: ситуация, когда Белый дом занимает представитель одной партии, а большинство в конгрессе принадлежит другой, складывается довольно часто.
Тем не менее, эти страны остаются стабильными, процветающими и эффективно управляемыми. В каждом случае политические элиты понимают, что на кон поставлено нечто более важное, чем погоня за политическим могуществом. Уважая волю своих избирателей, они стремятся управлять страной совместно в национальных интересах.
Конечно, идеи и политические линии ставятся под сомнение и обсуждаются, часто в очень жестких терминах. Но все стороны налагают на себя определенные ограничения, дабы политическая конкуренция не разрушала ткань демократического образа жизни. Когда возникает подобная опасность, они выбирают компромисс, а не конфронтацию. Превыше всего они ставят уважение к собственным конституциям и поддерживают систему сдержек и противовесов, которая жизненно важна для предотвращения монополистических злоупотреблений властью.
Движимый этими идеями, я протянул руку господину Януковичу после того, как стало ясно, что летом прошедшего года "оранжевые" партии не смогут сформировать коалицию большинства. После всего, что случилось прежде, никто не усомнится, что для меня лично это было очень трудное решение. Но в то же самое время я твердо верил, что оно наилучшим образом отвечает интересам Украины.
В рамках этого процесса я договорился о провозглашении национального единства, дабы объединить президента и кабинет министров на общей платформе не противоречащих друг другу и достижимых задач, которые соответствовали бы чаяниям украинского народа. На основе этого исторического компромисса я и надеялся консолидировать преобразование Украины в демократическую страну.
С большим сожалением я вынужден сказать, что дух примирения и компромисса, необходимый для успешного осуществления этой договоренности, не встретил взаимности со стороны представителей правящей коалиции. Они постоянно проявляли вероломство. Вместо того чтобы уважать соглашение о совместной власти, они стремились подорвать его, при каждом удобном случае и всеми доступными средствами присваивая себе все больше властных полномочий. Вместо того чтобы уважать волю украинского народа, свободно выраженную на избирательных участках, они хитростью изменили соотношение сил в парламенте абсолютно антидемократическим способом.
Демократы, чувствующие свою ответственность, так не поступают. За этими действиями стоит тот тип мышления и поведения, который, как имел все основания полагать украинский народ, остался у нас в прошлом. Но, по-видимому, нам придется вновь дать ему бой и вновь одержать над ним победу.
Для меня это вопрос чрезвычайной национальной значимости. Если Украина хочет, чтобы ее признали неотъемлемой частью сообщества европейских демократических государств, необходимо разрешить этот кризис в соответствии с принципами нашей собственной конституции. Поверят ли нам, что мы будем уважать международное право, если мы не можем уважать правовые нормы у себя дома?
Я надеюсь, что господин Янукович осознает, что новые выборы - единственный адекватный способ выхода из этого кризиса. Подлинные демократы никогда не должны бояться вердикта народа. Только те, кто упрямо держится за старые обычаи, могут желать, чтобы наше политическое будущее предопределялось интригами и подковерными сделками. Украина должна продемонстрировать, что оставила все это в прошлом.
Автор - президент Украины
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях