Financial Times | 4 апреля 2008 г.
Миноритарные акционеры страдают из-за российских корпоративных войн
Пол Беттс
Избранный президент России Дмитрий Медведев обещал небо в алмазах иностранным инвесторам. Имея репутацию экономического либерала, он публично пообещал бороться с коррупцией, следить за соблюдением закона и усовершенствовать стиль и стандарты корпоративной жизни России. Между тем, пока он готовится занять место своего предшественника и наставника Владимира Путина, старые корпоративные войны, которые, казалось, ушли в прошлое в новой, реформированной России, по всем признакам разворачиваются вновь.
В центре последней драмы оказался Олег Дерипаска, один из самых богатых людей в стране и один из самых закаленных борцов корпоративных войн. Дерипаска построил империю вокруг своего конгломерата "Базовый элемент", заняв место в ряду самых могущественных и противоречивых российских олигархов. Сейчас он участвует в нескольких корпоративных битвах против других олигархов с целью расширения и консолидации своей империи.
Он уже обладает контрольным пакетом в Объединенной компании "Русал", крупнейшем мировом производителе алюминия, и пытается приобрести 25% в российской металлургической компании "Норильский никель" с целью создания в конечном итоге нового российского металлургического гиганта. Он встретил жесткое сопротивление со стороны конкурентов, и исход битвы неочевиден. Дерипаска намерен вывести "Русал" на международный рынок, чтобы выручить 9 млрд долларов для реализации своих грандиозных планов.
Первоначально предполагалось разместить акции на Лондонской бирже, но это оказалось сложным, в частности из-за ужесточения требований британских регулирующих органов. Теперь Дерипаска думает о выходе на рынок Гонконга. Но и здесь могут возникнуть проблемы. В Гонконге требования мягче, но едва ли он обеспечит необходимую ликвидность. В любом случае ему придется потеснить своих конкурентов, которые пытаются объединить "Норильский никель" и "Металлоинвест", российскую металлургическую компанию, принадлежащую Алишеру Усманову.
Он действует и на другом фронте, пытаясь сохранить свой железный контроль над второй по величине российской страховой компанией "Ингосстрах". Похоже, он встретил противника в лице Питера Келлнера, богатейшего бизнесмена и крупнейшего олигарха Чехии.
Эта история началась несколько лет назад, когда другой олигарх, Александр Мамут, решил продать свою долю в страховой компании - 38,5%. Дерипаска, контролировавший эту фирму через "Базовый элемент", обладал правом на этот крупный миноритарый пакет, но отказался от него. Возможно, Дерипаска подумал, что Мамут никому не сможет продать долю, что позволит ему приобрести ее по более привлекательной цене. Но тут появился Келлнер, который приобрел долю через свою группу PPF. Чешская группа утверждает, что она пыталась, но не смогла достичь дружеского соглашения с Дерипаской.
Дерипаска в ответ увеличил капитал, выпустив новые акции, чтобы финансировать расширение группы. Чехи, однако, утверждают, что выпуск акций привел к понижению стоимости доли PPF Investments. Например, внутренние положения компании поменялись таким образом, что миноритарным акционерам стало сложнее проводить своих представителей в совет директоров: теперь они должны быть россиянами и обладать российскими дипломами. Однако российские акционеры утверждают, что увеличение капитала было необходимым условием развития бизнеса.
Ныне дело находится в руках российских судов, и каждая из сторон направляет повторные иски друг против друга. Представители лагеря Дерипаски теперь также утверждают, что страховая компания относится к числу стратегических ресурсов России, так как она занимается, в числе прочего, страхованием российских секретных служб. Но чешская сторона заявляет, что это нонсенс и что компании страхового сектора не являются стратегическими ресурсами, такими как нефтегазовые компании. Как бы то ни было, России нужна международная помощь для развития своей внутренней страховой индустрии. И итальянский партнер чешской компании, Generali, один из трех ведущих страховщиков Европы, смог бы оказать такую помощь.
Но проблема шире. Она отражает продолжающиеся передряги российского корпоративного управления и отношение к миноритарным акционерам. И едва ли это хорошая реклама для дружественных бизнесу обещаний избранного российского президента.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях