The Independent | 4 апреля 2008 г.
Наконец-то свободна от страшной хватки президента Путина
Елена Трегубова
Находясь здесь, в Лондоне, и наконец получив убежище в Великобритании, я благодарна за многое. Я знаю, что, вернись я в Россию, моей жизни угрожала бы смертельная опасность. Никто не может бросать вызов кремлевским птицам высокого полета без последствий.
Мне, как критически настроенному журналисту, естественно, грозила опасность. Поэтому я благодарна и восхищена решением британского правительства предоставить мне убежище. Это было смелое решение, которое, надеюсь, является свидетельством окончания попустительства, которое европейские правительства слишком долго демонстрировали по отношению к Кремлю.
Британии было бы так просто избавиться от лишних проблем с Владимиром Путиным и принять прагматичное решение: умыть руки в деле неугодной журналистки. В этом мире реальной политики такое решение не стало бы неожиданностью. Но Британия не пошла этим путем. Вместо этого она решила защитить права человека.
Неужели британское правительство, в отличие от других европейских правительств, наконец-то осознало, что снисходительное отношение к Кремлю только усугубляет злоупотребление властью и правами человека в России? Вместо того чтобы содействовать демократии в России, потворствование путинскому режиму привело к ситуации, когда человек может погибнуть от радиоактивного вещества в центре Лондона от рук агента российского государства.
Возможно, убийство Александра Литвиненко открыло британскому правительству глаза на то, как глупо потакать такому злостному агрессору. После этого появились положительные сигналы. В недавнем докладе британский МИД мужественно включил Россию в список самых злостных нарушителей прав человека наряду с такими странами, как Иран. Я также восхищаюсь поведением министра иностранных дел Дэвида Милибэнда, проводящего жесткую линию в отношениях с Кремлем.
Если бы мы только дали Москве отпор пораньше! Я уверена, что в этом случае еще одна журналистка-диссидент, Анна Политковская, была бы до сих пор жива. В России мог бы появиться хотя бы один независимый телеканал или газета, которые бросили бы Кремлю вызов, не опасаясь за своих сотрудников.
Недавние события, и не в последнюю очередь посмешище, в которое превратили парламентские и президентские выборы в России, продемонстрировали растущую потребность в том, чтобы Европа признала факт злоупотребления властью со стороны Путина. Были сообщения, что в одном регионе 109% жителей отдали голоса за партию Путина "Единая Россия". В другом регионе в выборах якобы приняли участие 90% населения, а подавляющее большинство проголосовало за "Единую Россию". Но независимое домашнее расследование показало, что в голосовании участвовали только 50% жителей.
И сейчас, когда я в безопасности в Лондоне, другие до сих пор во власти коррумпированного российского режима. Меня до слез огорчает история Василия Алексаняна, единственное преступление которого состояло в том, что он был связан с ЮКОСом, когда Путин и его приближенные захотели завладеть компанией. Василий болен СПИДом и практически слеп, но, несмотря на неоднократные обращения Европейского суда по правам человека, власти в Москве отказывались перевести его в специализированную клинику.
Некоторые гости часто заблуждаются относительно ситуации в России, потому что видят только Москву - такой же город мира, как Лондон и Токио. Но поездка в любой провинциальный город показывает, что подавляющее большинство жителей страны обнищало. Тот, кто думает, что ситуация в России улучшится с приходом к власти Дмитрия Медведева, занимается самообманом. Русские постоянно шутят о том, что он - просто слуга Путина.
Неважно, кто следующим займет президентское кресло, ведь реальный источник власти в российской деспотии - секретные службы. Им принадлежит власть в стране и источники ее богатства. Пока в России не возьмутся за широко распространенную на всех уровнях коррупцию, страна не сможет идти вперед. Ничего не изменится.
Я не могу осуждать моих соотечественников за то, что они не противостоят правительству. Они только что оправились от советских времен, когда повсюду нависала угроза ГУЛАГа. Они лишь ненадолго при Борисе Ельцине почувствовали вкус свободы, а потом Россия снова оказалась во власти спецслужб - изменилось только их название. Но люди свободных европейских стран могут сопротивляться и должны призвать к этому свои правительства.
Предоставление мне политического убежища должно стать не концом смелого противостояния этой страны Путину, а началом согласованных изменений политики в отношениях с ним. Снисходительность не работает. Ее цена - реальные жизни реальных людей в России. Пришло время защитить права человека, к которым Кремль демонстрирует такое пренебрежение.
Автор - российская журналистка, впавшая в немилость властей после публикации книги "Байки кремлевского диггера"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях