Politico | 4 апреля 2016 г.
Таинственная передвижная граница Владимира Путина
Пол Салопек
"Проснувшись, крестьяне обнаружили, что их пшеница вызревает в другой стране", - утверждает журналист Politico Пол Салопек. "Военнослужащие Южной Осетии и их российские союзники трудились всю ночь, вкапывая новые пограничные столбы на полях у деревушки Тамарашени в золотых холмах Центральной Грузии. Россияне дали местным крестьянам 72 часа на срочную уборку урожая, а затем приказали им уйти навсегда", - говорится в статье.
Горстка грузинских пограничников мрачно наблюдала за происходящим. Россияне не обращали на них внимания.
"На сей раз они забрали 10 гектаров", - сказал крестьянин Леван Кипшидзе. По словам автора, в августе прошлого года демаркационная линия между Грузией и Южной Осетией была перемещена, и Грузия лишилась очередного куска - примерно 25 акров.
Журналист сообщает, что летом и осенью прошлого года несколько раз посетил эту новую границу - одну из самых ненадежных в мире.
По мнению Салопека, сейчас в мире вернулась мода на укрепленные границы. На Кавказе Кремль делает то, что некоторые другие политики только обещают. Хотя правовой статус Южной Осетии остается неопределенным, фактическая граница уже петляет между грузинскими холмами, пишет автор. "Когда смеркается, российские и осетинские [так в оригинале. - Прим. ред.] военные выходят крадучись, чтобы передвинуть неофициальную границу (обычно всего на несколько ярдов, но один раз ее перенесли на милю с лишним) вглубь Грузии. На осетинской стороне застревают грузинские коровы и овцы. И люди тоже. Престарелая грузинская супружеская пара отказалась эвакуироваться со своей фермы и оказалась внутри Южной Осетии, огороженная со всех сторон забором. (Осетинская сторона перерезала электроснабжение этим изгоям; соседи-грузины протянули под колючей проволокой кабель-удлинитель). Грузия утверждает, что за последние 7 лет "замороженной войны" более 800 грузинских граждан были задержаны осетинскими силами за "незаконное проникновение" на свои утраченные поля, пастбища и в леса", - говорится в статье.
Грузия называет это "ползучей оккупацией", Россия заявляет, что всего лишь выполняет пожелания Южной Осетии. "А внешний мир, который здесь представлен малочисленной и довольно одинокой группой наблюдателей ЕС, именует захват земель "бордеризацией", - пишет автор.
"Сходные проблемы есть в странах вроде Ливана, Израиля и Боснии, - сказал наблюдатель ЕС Джон Дёрнин. - Уникальность здешней ситуации - в том, что никто не знает, где должна проходить демаркационная линия, даже если бы она была признана. Неопределенность создает сложности. Это отказ в гражданских правах, в праве на свободу передвижения".
"Большая часть неофициальной границы пока не отмечена заграждениями. Передовые посты российских пограничников часто выступают вперед с интервалом в несколько сотен ярдов. В соседних селах царит атмосфера стагнации. Южные осетины обычно занимают высоты и контролируют источники воды. Грузины цепляются за долины", - говорится в статье.
По словам автора, в марте прошлого года крестьянин Закария Мамагулашвили из села Двани "обрезал деревья в своем саду, когда двое южноосетинских солдат вошли на территорию Грузии на 60 ярдов вглубь и под дулом автоматов заставили его перейти неопределенную новую границу. Он провел 7 дней в камере в ветхом доме под стражей полиции. Он слышал, как избивали другого пленного грузина", - говорится в статье.
Мамагулашвили освободили благодаря тому, что он заплатил 5 тыс. рублей в качестве штрафа. "Это было нелегко, так как он становится все беднее: новая граница отрезала половину урожая Мамагулашвили - примерно 300 ящиков яблок в год", - пишет газета.
Автор замечает, что обе стороны конфликта говорят о своих обидах, но грузины и осетины много лет жили в гармонии. До 2008 года смешанные браки были обычным явлением. А осетинские и грузинские села располагались вперемешку. Вот почему искусственность границы так удручает людей", - говорится.
По мнению автора, новое грузинское правительство относится к Москве намного теплее, чем предыдущий президент Саакашвили. Доверие к правительству рушится после каждого сообщения о "похищении" какого-нибудь грузинского пастуха у призрачной границы.
"Мы устали. Люди готовы опустить руки. Мы тут одни. А Россия никогда не устает. Она победит, потому что она выжидает", - сказала Лия Мекаришвили, учительница начальных классов в Двани. Когда-то у нее были десятки учеников, а теперь всего четверо.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях