Frankfurter Rundschau | 4 августа 2003 г.
Над Россией навис страх перед террором
Фридманн Колер
Военные беспомощно реагируют на теракты. Выборы в Чечне должны принести разрядку
Два месяца осталось до президентских выборов в кризисном регионе России - Чечне, а по стране тем временем расползается страх перед новыми терактами. В пятницу в результате взрыва автомобиля у госпиталя в Моздоке погибли по крайней мере 50 человек. В начале июля на рок-концерте в Москве погибли 15 человек, ранее 60 граждан стали жертвами теракта в Знаменском, еще раньше взрыв в Грозном унес жизни 80 человек. Список совершенных терактов очень длинный.
"Террористам не удастся навязать нам свою преступную волю", - заявил Путин в воскресенье после теракта в Моздоке. Далеко не новые слова. Тем временем над московской летней жизнью нависла угроза террора, всюду стоит милиция, Красная площадь и Кремль оцеплены.
Выборы нового президента в Чечне 5 октября этого года являются краеугольным камнем политического урегулирования конфликта, решение о котором Путин принял после смертельной драмы с заложниками в "Норд-Осте" в октябре 2002 года. В качестве первого шага Москва представила проект новой конституции, который уставшие от войны чеченцы успешно приняли. Недавно ответственность за безопасность была формально возложена на местную милицию, хотя российская армия продолжает оставаться в этой кавказской республике.
Сами представители Кремля осознают, что подобная нормализация может оказаться лишь фасадом. Однако она должна очевидным для всех образом вытолкнуть экстремистски настроенных чеченцев из политической жизни.
В результате выборов предводитель повстанцев Аслан Масхадов, избранный в 1996 году, потеряет свою легитимность в качестве президента. Боевики этому всеми силами противятся.
Остается неясным, какие последствия будут иметь совершаемые по ближневосточному сценарию теракты камикадзе. С каждым новым терактом картина войны за независимость, которую ведет народ, становится все более расплывчатой. По мнению Москвы, тот факт, что чеченскими экстремистами управляют извне международные террористы, приобретает все большую очевидность.
Перед лицом террористической угрозы российские военные выглядят так же беспомощно, как и в период боев в лесах и горах Чечни. Министр обороны Сергей Иванов приказал арестовать майора, который, несмотря на все предупреждения, плохо организовал охрану госпиталя.
Спецслужбы, которые при нынешнем президенте вновь обрели могущество, тоже предстают в неблагоприятном свете. "Почему представители юстиции после теракта заявляют, что они знали о его подготовке? Почему они не говорили об этом до теракта?" - задается вопросом бывший глава правительства Сергей Степашин и призывает проводить превентивные мероприятия, как это делают, например, израильские спецслужбы.
"Череда терактов не прервется, пока проблема Чечни не решена по существу, - говорит либеральный политик Борис Немцов. - Тот, кто не имеет предложений по решению конфликта, включая план внутричеченского диалога, не должен выставлять свою кандидатуру на предстоящих выборах".
Однако пока создается впечатление, что российское руководство будет продолжать свою линию. Ахмад Кадыров, человек, которого, судя по сообщениям в прессе, Кремль хочет видеть в качестве нового президента Чечни, в воскресенье заявил, что будет участвовать в выборах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях