Corriere della Sera | 4 августа 2004 г.
День рождения раиса
Корреспондент
Если смотреть на него вблизи, то старый Арафат, похоже, в форме. Нижняя губа, правда, немного дрожит, и руки, маленькие и покрытые старческими пятнами, порой двигаются неуверенно, но шаг его бодр, голос почти ясный, лицо расслаблено. А если внешнего вида не достаточно, то есть подтверждения от израильских спецслужб, которые тщательно следят за здоровьем раиса. В последнем "бюллетене" говорится, что худшее позади, Абу Аммар чувствует себя лучше, чем в прошлом году, и сегодня отпразднует свой 75-й день рождения с перспективой еще нескольких хороших лет в будущем.
На впечатление о здоровье оказало влияние также отличное настроение палестинского президента. Подобно дедушке, ожидающему визита внуков, Ясир Арафат в понедельник вечером принял в своем блокгаузе делегацию Европейского молодежного форума, организации, которая защищает в международных и европейских организациях интересы молодежи.
Через грот из мешков с песком, который защищает вход, входишь в "крыло раиса" резиденции Муката, на которой больше всего следов израильского нападения 2002 года и которая наполовину представляет собой груду развалин. Здесь, на первой этаже, находится в заточении Арафат. Уже почти три года он закрыт здесь, смотрит из окна на то, что происходит на территориях и узнает об этом с чужих слов.
Приоткрытая дверь, в комнатке видна кровать, наподобие больничной койки. Напротив - небольшой кабинет. На столе бумаги, пульты от телевизора и кондиционера. Но Арафат работает не здесь. Его настоящий кабинет - комната с длинным столом из светлого дерева, за которым он принимает делегации и проводит заседания руководства.
Делегаты пытаются объяснить ему причину своего визита на Святую Землю. "Мы здесь выполняли миссию, - говорит глава Форума, итальянец Джакомо Филибек, - чтобы глубже узнать условия, в которых живет молодежь в Палестине и Израиле, уровень их участия в процессе принятия решений. Свыше 50% палестинского населения - это молодежь. Мы думаем, что они в самом деле могут быть не частью проблемы, а частью ее решения...."
"Они наши герои", - перебивает его Арафат. Хоть он выступает на этой встрече в роли заботливого дедушки, он понимает смысл того, что ему говорят делегаты и политическую важность этих слов.
Со времен, когда десять лет назад он вернулся из своей ссылки в Тунисе, чтобы снова ступить на палестинскую землю, Арафат, крепко закрепившись в своем кресле, сейчас переживает самые серьезные нападки изнутри. Это и конфликт поколений. С одной стороны - старая гвардия, которая руководила восстанием из-за границы, с другой стороны - бывшие молодые бойцы первой интифады (в главе с Дахланом), многие из которых побывали в израильских тюрьмах и теперь критикуют коррупцию и темноту "тунисцев" и открыто стремятся к смене власти. Момент сведения счетов, похоже, приближается.
Раис меняет тему: "Мы не просим луну с неба, мы просим лишь то, что нам было предложено, чтобы осуществлялась "Дорожная карта". Вместо этого продолжается военная эскалация. А эта стена, Берлинская стена. Они перекрыли даже дорогу, которая соединяет церковь Рождества в Вифлееме с Гробом Господним в Иерусалиме. Раньше ее никогда не перекрывали. Помните, когда талибы стали разрушать статуи Будды, какая была реакция? А здесь? Все уничтожается.
Каждый день они посылают вертолеты, танки и бульдозеры, которые уничтожают наше сельское хозяйство. 64% наших оливковых деревьев были уничтожены израильтянами. Сколько лет, сколько денег понадобится, что все восстановить".
Вздыхает, делает грустное лицо. "Американцы тоже приостановили помощь. Они посылают деньги только Израилю на строительство стены". Замолкает.
Настает момент фотографироваться. Помощник раиса говорит, что этот момент нравится Арафату больше всего. Затем президент благодарит и прощается с финальным призывом: "В ближайшие месяцы Европа будет играть важную роль. Потому что в США выборы, и они полностью ими поглощены. Европа имеет решающее значение, вы не должны об этом забывать".
Уже поздно, скоро блокпост, который нужно пройти, чтобы покинуть Рамаллах, закроется. Поздно, но только не для Арафата. Один из его ассистентов говорит, что они работают с ним утром, затем следует перерыв, в пять часов они снова начинают работать и работают до двух часов ночи, затем Арафат продолжает один.
Так что, как бы ни желали того его многие бывшие соратники, в 75 лет у старого Абу Аммара нет никаких намерений отправляться на пенсию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях