The New York Times | 4 августа 2005 г.
Новая цель Пентагона - вписать в сценарии науку
Дэвид Халбфингер
На этой неделе на голливудских холмах собрались со всей страны ученые, представляющие разные дисциплины - ракетостроение, нанотехнологии и даже ветеринарию. Им предстоит найти решение одной из самых сложных проблем национальной безопасности.
Их работу финансируют армия и ВВС, но это не проект "Манхэттен": 15 исследователей учатся писать и продавать сценарии.
На гранты Пентагона, общая сумма которых составляет примерно 25 тыс. долларов, Американский институт кинематографии рассказывает успешным инженерам, физикам и химикам о том, как найти путь в мире, который может быть пустыннее самой пустынной лаборатории: о построении сюжета, захватывающих ходах и том круге ада, который принято называть развитием.
И ни один голливудский курс нельзя назвать полным без хотя бы трех часов, посвященных предмету "агенты и менеджеры".
Как можно укрепить национальную оборону с помощью сценариев - загадка для ума. Но представители Научного управления ВВС предлагают простой силлогизм. Все меньше и меньше студентов выбирают науку и инженерию. Вакуум заполняют иммигранты, а военным лабораториям и предприятиям нужны преимущественно американцы и люди, имеющие вид на жительство в США. Если наука и инженерия внезапно не станут популярными, грядет кризис, заявил Роберт Баркер, менеджер ВВС, утвердивший грант. Наилучшим способом заинтересовать молодежь наукой сочли создание фильмов и телешоу, где ученых показывают в выгодном свете.
Обучение сценарному мастерству было идеей Мартина Гундерсена, профессора электроэнергетики из Университета Южной Калифорнии и технического консультанта Голливуда, чьим главным достижением было придание некоторого правдоподобия изображению лазеров в комедии "Настоящий гений" 1985 года.
Недавно компания Sloan Foundation, которая присуждает награды за научную точность, попросила его просмотреть сценарии, большинство из которых он счел "удручающими".
"Я подумал, почему ученые, которым приходится много писать для технических и специальных изданий, не могут заниматься творчеством?" - заявил Гундерсен.
Он уже имел дело с Институтом кинематографии и быстро уговорил Баркера дать грант на программу, которая началась прошлым летом. В первый раз это был двухдневный семинар, но теперь курс продлен до пяти дней. ВВС ежегодно выделяет 100 тыс. долларов в течение трех лет. Армия в этом году добавила 50 тыс. долларов.
Значительная часть этих денег пойдет на другие аналогичные усилия: Гундерсен открывает в Институте кинематографии мастерскую для старшеклассников, планирует заставить представителей индустрии развлечений проводить семинары на научных конференциях, а также устраивать семинары для сценаристов, объясняя им, как вступить в контакт с учеными, чтобы сценарий был точным с научной точки зрения.
Но пока надежды Пентагона на фильмы, пропагандирующие науку, связаны с такими людьми, как Богдан Марку, инженер ракетостроительного подразделения Boeing, который вынашивает идею шпионского триллера, и Сэм Мандегарану, инженер-энергетик из Калифорнийского технологического института, который говорит, что хочет стать режиссером фильмов о науке для молодежи, потому что "взрослые - люди пропащие".
На этой неделе они и их коллеги, выбранные из 50 претендентов, слушали Сида Флейда, автора многих популярных книг по сценарному мастерству.
Они пытались примирить кинематографические грезы с научным методом и своей основной целью - научной точностью на экране.
Они услышали профессиональную оценку своих сценарных идей. Фильм о катастрофе на Олимпийских играх, где спортсмены заражаются вирусом, который делает их умнее. (Проблема: главный герой - вирус.)
За обедом участники семинара говорили о своих любимых изображениях науки и ученых (в числе фаворитов оказалось телешоу "Числа" и фильмы "Умник" и "Сильное впечатление").
Между тем Гундерсен предложил участнице прошлогоднего семинара Валери Уэйсс сюжет, который может принести успех. Сейчас биофизик Уэйсс пытается продать сценарий комедии, где героиня-биохимик пытается применить научные методы к охоте на мужчин.
Она надеется, что ее профессия даст ей возможность привнести в картину личностные штрихи.
Уэйсс считает, что в идее Гундерсена о том, что ученые могут стать хорошими сценаристами, есть рациональное зерно.
"Это творческие люди, готовые рискнуть, - сказала она. - Они ищут неизвестное, ими движет слепая вера в то, что они найдут то, что ищут. Кинематография - это то же самое".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях