Tagesspiegel | 4 августа 2005 г.
Смена караула в Центральной Азии
Эльке Виндиш
Американские войска уходят, русские приходят
Одни уходят, другие приходят - снова. Через шесть месяцев последний американец должен будет покинуть военно-воздушную базу Ханабад в Узбекистане. Ситуация в Афганистане стабилизировалась, говорится в ноте министерства иностранных дел в Ташкенте, по этой причине военного присутствия Вашингтона в бывшей советской центрально-азиатской республике больше не требуется. Однако уже скоро в Ханабад смогут войти российские войска.
Тревожащийся за свою власть, узбекский президент Ислам Каримов сразу после майских волнений в Андижане начал тайные переговоры с Москвой. Результат: в случае возникновения новых волнений Россия снова может разместить свои войска в Узбекистане, для этого ей предоставляется в общей сложности десять аэродромов. Кроме того, Кремль настаивает на открытии постоянной военной базы в этом регионе и еще одной на юге Киргизии. В Канте уже стоит 500 русских солдат.
Менее чем в 20 километрах оттуда, в Манасе, рядом со столицей Бишкеком, расположена вторая военно-воздушная база американцев в Центральной Азии. Точных сроков для вывода этой базы пока нет, сказала министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева корреспонденту Tagesspiegel. При этом Отунбаева намекала на декларацию Шанхайской организации. Помимо России и Китая туда входят также бывшие советские центрально-азиатские республики Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Иран, Пакистан и Индия в июле получили статус наблюдателей.
Главы этих государств на последнем заседании в начале июля потребовали от Вашингтона определения конкретных сроков вывода американских баз. Теперь эти требования дополнил председатель Совета Федерации России Сергей Миронов: в Киргизии с военным присутствием США, которые со времен начала афганской кампании осенью 2001 года пользуются базами и воздушным пространством в Центральной Азии, самое позднее через год также должно быть покончено.
Феномен, обозначенный западными наблюдателями как "пророссийская контрреволюция в Центральной Азии", появился не внезапно. Молодая дружба между президентом Бушем и авторитарным правителем Центральной Азии сильно пострадала уже в результате переворотов в Грузии, на Украине и особенно в Киргизии. Президент Аскар Акаев, который в марте вынужден был оставить свой пост, и его коллега Ислам Каримов возложили основную ответственность за перевороты на поддержку США.
Окончательный разрыв произошел, когда Вашингтон стал настаивать на проведении международного расследования кровавых событий в Андижане. Для наблюдателей это было апогеем внутренних разногласий США по поводу приоритетов американской политики в Центральной Азии.
Пентагон, для которого были важны военные базы и воздушное пространство, был готов закрыть глаза на нарушения прав человека в странах своих центрально-азиатских партнеров. А Госдепартамент, напротив, настаивал на соблюдении хотя бы минимума демократических стандартов и добился-таки в этом успеха.
Каримов ответил пропагандистской кампанией против политики нового колониализма, повернулся к Москве и был принят там с распростертыми объятиями, так как Кремль тоже имеет свои виды на Центральную Азию. Возможно, расширив Шанхайскую организацию, ему удастся претворить в жизнь старые мечты о создании организаций, которые будут противостоят НАТО и ОПЕК.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях