Der Spiegel | 4 августа 2008 г.
Олимпийский кошмар Сочи
Кармен Эллер
Игры грядут - и многих это беспокоит: в Сочи, столице Олимпиады-2014, власти планируют провести модернизацию в стиле "эй, ухнем", в лучших российских традициях. Из-за строительства гостиниц класса люкс и подвесных канатных дорог тысячи людей могут лишиться собственности и подвергнуться переселению
Ее фартук украшают пестрые порхающие бабочки, но внутри у нее все бурлит. Светлана Дрофичева сидит в маленькой беседке, окутанной противомоскитной сеткой, и рассказывает свою историю. О том, как однажды в ее ворота постучали люди из спецслужб. О том, как она вместе с другими рассерженными соседями чинила препятствия проведению измерительных работ на ее участке.
Ее маленький пансион, который может одновременно принять до 28 отдыхающих, находится на лакомом участке земли. К 2014 году, к зимней Олимпиаде в Сочи, здесь должен расположиться Олимпийский парк. Как и многие другие обитатели идиллического района Имеретинской бухты, Светлана боится выселения без соответствующей компенсации.
"Власти против нас", - возмущается она. 46-летняя россиянка принадлежит к общине старообрядцев, которые в XVII веке откололись от Русской православной церкви. На ее загорелой груди виднеется золотой крест. В ее огороде растут помидоры, огурцы и картофель. В Советском Союзе Светлана работала в колхозе, который снабжал свежими овощами даже Кремль. Глядя на зеленое великолепие, она произносит: "Здесь мой дом".
Пока что власти еще никого не переселили, а только издали распоряжение о выселении отдельных граждан, даже не поставив об этом в известность всех заинтересованных лиц. Именно поэтому многие из проживающих в районе Имеретинской бухты ожидают, что со дня на день в их двери постучатся представители администрации.
Неуверенность подстегнули аресты, произведенные по следам акций протеста. Среди ночи сотрудники служб безопасности увели из дома племянника Светланы, старовера Дмитрия Дрофичева. За брань в адрес чиновников районный суд Адлера приговорил его к 15 суткам ареста, но затем, не дожидаясь окончания срока, выпустил на свободу.
Новый закон упрощает экспроприацию
Олимпиада - это сейчас история двух миров. Неуверенные граждане, с одной стороны, и чиновники, чувствующие себя защищенными, с другой. Самые насущные вопросы остаются открытыми: у кого отнимут собственность и когда? И, прежде всего: где и как жить им дальше?
"Чтобы предлагать нечто конкретное, сначала нужно осмотреть объекты, чем мы сейчас и занимаемся", - объяснял недавно журналистам Владимир Афанасенков, мэр Сочи.
Путешествие в горы в кабинках "Газпрома"
В офисе Александра Наумика, руководителя общественной приемной в Адлере, висит портрет Путина. "На данный момент к нам обратилось около 500 человек", - рассказывает он. Но и он пока что не может сказать, скольких людей затронет переселение. Также еще ничего не известно о размере компенсаций. "Мы беседуем с каждым гражданином, который к нам приходит, - говорит Наумик. - Мы хотим открытого диалога".
Однако многие не доверяют официальным обещаниям. Жители побережья, живущие за счет туризма, боятся после переселения остаться без средств к существованию. Некоторые из жителей района Имеретинской бухты, которым землю в советское время предоставил колхоз, не имеют даже официального свидетельства о праве собственности.
К этому стоит добавить, что олимпийский закон, принятый в декабре, делает возможной ускоренную экспроприацию. "Люди становятся жертвами Олимпийских игр, - возмущается Валерий Сучков, председатель движения "Собственный дом". - Олимпиада должна проводиться в первую очередь для людей, а не для государства".
"Я хочу только одного: чтобы мой сын рос в покое"
При этом разочарованию поначалу предшествовала эйфория. Дмитрий Лишневский, 37-летний сосед Светланы, еще в прошлом году связывал большие надежды с зимними Олимпийскими играми. "К нашему дому не подведен газ, и водопровода нет, - рассказывает отец семейства. - Мы думали, что с Олимпиадой к нам придет еще и цивилизация". Дмитрий хотел быть причастным к олимпийской мечте. Но теперь он боится оказаться на улице.
"Планирование направлено на то, чтобы минимизировать переселение, - говорит Ефим Битнев, заместитель руководителя организационного комитета. - Олимпийские игры - международный праздник спорта, но центральный аспект - это развитие города", - подчеркивает Битенев и продолжает: "В эту местность с ее мягким субтропическим климатом легко можно привлечь бизнес, но пока что этому мешает отсутствие инфраструктуры".
После зимних Игр Олимпийский парк должен использоваться также под конференц-центр и выставочные залы. Наряду со спортивными объектами будет построено два порта. Один из них, для яхт, строит Олег Дерипаска, на данный момент - самый богатый россиянин. В олимпийский бизнес пришел также миллиардер Владимир Потанин. Он строит центр зимнего спорта "Роза Хутор" в Красной поляне. Богатые инвесторы восстановили против себя многочисленных обеспокоенных граждан. "Мы не против Олимпиады, - утверждает, например, Наталья Калиновская, председатель местного гражданского движения. - Мы только против продажи земли богачам".
Если настроения в Имеретинской бухте колеблются между беспомощностью и отчаянием, то жители, которых переселение не затронуло, от этих планов в восторге. Гражданские протесты понимания у них не вызывают.
"Всегда есть люди, которые недовольны, - говорит Александр Линкер, 50-летний мужчина с бритой головой, одетый в желтую футболку, который торгует на набережной книгами и газетами. - Ведь они получат компенсацию - либо другой земельный участок, либо деньги. Я видел это по телевизору".
Правда, он недоволен пробками в Сочи, однако верит в шансы, которые принесет с собой Олимпиада: новые туристы, новый престиж, новые рабочие места. Он берет со стенда газету с предложениями о работе. "Вот, для олимпийских объектов ищут строителей", - провозглашает Линкер. Раньше работу можно было найти практически только на время подготовки к летнему сезону, а сейчас еще и зимой, рассказывает он. На стройках, в отелях и в ресторанах. В Олимпийских играх он видит заслугу бывшего президента. "Путин - европеец", - объясняет он.
Пенсионерка Нина Яковлева уверяет: "Ради Олимпийских игр я готова расстаться со своим домом". 53-летняя женщина - хозяйка сувенирной лавки на набережной. Гражданские протесты вызваны преждевременной паникой, полагает она. "Я не думаю, что людей обманут". Яковлева тоже радуется предстоящим Олимпийским играм в Сочи. "Тогда в город приедет больше людей, многое будет построено. У нас все будет новое", - говорит она, и ее глаза при этом светятся.
В горной деревне Красная Поляна, примерно в 40 минутах езды от Сочи, строительство олимпийских объектов уже началось. Работают подъемники для лыжников. В новеньких кабинках "Газпрома" с логотипом концерна гости могут подняться в горы. Энергетический колосс - один из важнейших инвесторов зимних Олимпийских игр. Вдоль главной трассы растут гостиничные комплексы. На рекламных плакатах в рост человека, рассекая снежный покров, с гор спускаются горнолыжники.
Только для богатых россиян?
Жители Красной Поляны тоже испытывают дефицит доверия к власти. Жители гор и местные экологические организации боятся, что если вдоль трасс исчезнут леса, то загрязнения окружающей среды не миновать. "Животные, волки и олени, уйдут", - прогнозирует Владимир Синицын с красным рюкзаком за спиной.
Уже шесть лет, как он работает проводником в горах Красной Поляны. В этот сезон на его экскурсии в горы записалось в три раза меньше туристов, чем в прошлом году. Синицын говорит: "Люди считают, что теперь из-за Олимпиады здесь повсюду стройки". Кроме того, циркулирует слухи, что в связи с зимними Олимпийскими играми 2014 года отдых здесь окажется настолько дорогим, что позволить его себе смогут лишь богатые россияне. "Тогда здесь будет второй Куршевель", - серьезно говорит проводник.
И он не единственный сомневающийся в Красной Поляне, хотя никаких организованных акций не проводится. "Устроить митинг против Олимпийских игр в любом случае не разрешат, - вторит Синицыну менеджер Светлана. - Даже если мы его проведем, то, скорее всего, вскоре окажемся в тюрьме".
Тем не менее, протестующие староверы из района Имеретинской бухты, кажется, добились первого успеха. Заместитель губернатора Краснодарского края Василий Надирадзе только что сообщил, что для них будет построен культурно-исторический центр с церквями, музеями и жилыми домами - неподалеку от Олимпийского парка. Предложение, с которым согласна даже Светлана Дрофичева, которая по-прежнему настроена скептически: "Они всегда обещают много - вот посмотрим, сдержат ли они слово".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях