Tageszeitung | 4 декабря 2002 г.
К Новому году в Ингушетии не останется ни одного беженца
Клаус-Хельге Донат
Чеченских беженцев насильно возвращают домой. Где они там разместятся, никто не знает
"Сказано ? сделано" ? это вовсе не обязательно предвыборный лозунг в России. Он годится и для того, чтобы выселить чеченских беженцев из ингушских лагерей временного размещения. Чиновники не боятся никаких трудностей, если речь идет о том, чтобы выполнить согласованный в мае план их переселении еще до конца года. Стороны, его утвердившие, были не беженцами, а посаженными в Ингушетию и Чечню московскими марионетками.
Задача, поставленная ими перед федеральной и местной миграционными службами, отвечающими за беженцев, проста. К Новому году в Ингушетии не должно остаться ни единого беженца.
Начало было положено вчера в лагере Аки-юрт, в котором, согласно данным комиссариата ООН по беженцам, проживало полторы тысячи человек. К вечеру в лагере оставалось всего 17 палаток. Людей сажали на грузовики и вывозили в неизвестном направлении. Просьба комиссара ООН по делам беженцев в России Рона Редмонда не депортировать людей вопреки их воле не встретила понимания ни в Москве, ни в Назрани.
О добровольном возврате, как говорят в комиссариате, можно было бы вести речь лишь в том случае, если бы беженцы были заранее проинформированы об условиях жизни на новом месте и имели бы право и дальше оставаться в Ингушетии.
Для сторонних лиц Москва пыталась создать впечатление, что никого ни к чему насильно не принуждают. Однако беженцы в массовом порядке опровергают это утверждение, говоря, что кремлевские эмиссары принуждали их подписывать заявление о добровольном возвращении.
В последнее время представители миграционной службы по несколько раз появлялись в особо упорных семьях и подвергали их психотеррору, говорит Светлана Ганнушкина из правозащитной организации "Мемориал". Тем, кто отказывался уезжать, предлагалась альтернатива: они окажутся на улице, потеряв при этом право на скудный продовольственный паек и финансовую помощь для возврата в Чечню в размере 20 рублей в день на человека. Чиновники даже прибегали к особому коварству: нескольким беженцам предлагались договоры на аренду жилья в Ингушетии, где государство обязывалось взять на себя оплату за наем. Но на это в России клюют только самые наивные?
Практика насильственного переселения напоминает о методах принудительной коллективизации 30-х годов, считает правозащитник Олег Орлов. И тогда крестьяне "добровольно" вступали в государственные колхозы.
Непонятно, где будут размещаться репатрианты. Более или менее годные к проживанию "пункты временного размещения " безнадежно переполнены, а новые в настоящее время не создаются. Поэтому многие беженцы устраиваются на руинах или в чистом поле. То, что переселение проводится незадолго до окончания Рамадана, конечно не случайность.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях