La Stampa | 4 декабря 2003 г.
Кошмар Соединенных Штатов: ПЗРК против гражданских самолетов
Маурицио Молинари
Правительство Соединенных Штатов выделило на создание противоракетной системы 100 млн долларов. Подобные системы должны быть установлены на каждом из 5500 американских гражданских самолетов для защиты от угрозы применения переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).
Принимая подобное решение, руководство министерства внутренней безопасности, которое возглавляет Том Ридж, исходило из опасения, что в скором времени "Аль-Каида" или другие террористические группировки будут использовать ПЗРК против гражданских самолетов. Организация Усамы бен Ладена 28 ноября 2002 года уже предприняла неудачную попытку подбить на взлете израильский пассажирский самолет в Момбасе, а в последние недели иракские повстанцы, используя СА-7, уничтожили несколько вертолетов и сумели повредить двигатель самолета Dhl.
Американская разведка полагает, что в настоящее время во всем мире насчитывается свыше 500 тысяч переносных пусковых установок различного типа, треть которых находится в руках 27 террористических и повстанческих группировок в различных странах мира.
По мнению общественности, речь идет об очень серьезной проблеме. По данным опроса, проведенного институтом Gallup для UsaToday/CNN, 53% американцев полагают, что опасность ракетных ударов по гражданским самолетам может стать реальной "через пять лет", а 45% опрошенных исключают такую возможность.
В конгрессе многочисленные депутаты продолжают оказывать давление на правительство с тем, чтобы были сокращены сроки оснащения рейсовых самолетов необходимыми системами защиты. Парин Олбрайт, руководитель департамента науки и технологии министерства внутренней безопасности, заявил: "Мы отдаем себе отчет в серьезности ситуации, но решение этой проблемы нельзя назвать простым".
Сложности связаны с двумя аспектами: расходы воздушных компаний и надежность систем защиты. По оценкам федерального правительства, расходы на защиту одного самолета составят от 1 до 3 млн долларов, но обслуживание этой системы будет еще дороже: для всего гражданского воздушного флота США эта статья расходов может достичь потолка в 10 млрд долларов в год.
Для многих компаний, уже пострадавших в результате событий 11 сентября, это вовсе может обернуться банкротством. Выжившим компаниям придется настолько поднять цены на билеты, что они станут неконкурентоспособными.
Существует также проблема эффективности защитных мер. Две уже разработанные системы имеют различные недостатки. Менее дорогостоящая предполагает установку в нижней части корпуса датчиков, которые позволяют лазерной установке перехватывать подлетающую ракету. Но в процессе испытаний выяснилось, что после нескольких сотен часов полета система начинает давать сбои и требует проведения наладочных работ.
Другая система функционирует путем отстреливания тепловых ловушек, отвлекающих на себя зенитную ракету. Но при этом возникает опасность пожаров в густонаселенных зонах.
В связи с информацией об аресте потенциального террориста, у которого нашли мощное взрывчатое вещество, в Саудовской Аравии и Кении продолжают соблюдать меры повышенной безопасности в связи с возможными терактами. Что касается Найроби, то сотрудники американских спецслужб даже называют возможные цели террористов: отели Hilton или Stanley.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях