Los Angeles Times | 4 декабря 2006 г.
Кто сменит Путина? Спросите у Путина
Дэвид Холли
Российский президент, могущественный и популярный, как ожидается, скажет решающее слово о том, кто придет за ним
Появившись нынешней осенью на концерте Deep Purple в Москве вместе, вице-премьер Дмитрий Медведев и министр обороны Сергей Иванов как будто воскрешали беззаботные дни.
Иванов был подростком, а Медведев ребенком, когда британская группа, играющая тяжелый рок, ворвалась на мировую сцену - тогда целый выводок западных групп стали для советской молодежи кумирами как символы общественной свободы.
В Москве говорят о том, что эти два человека являются фаворитами борьбы за звание преемника президента Владимира Путина, когда его второй срок истечет в 2008 году.
Так что это были не просто два чиновника высокого ранга, и их общий восторг по поводу Smoke on the Water, возможно, сигнализирует о желании, чтобы в них видели друзей и союзников, а не конкурентов.
Они в итоге и могут оказаться партерами в новой властной структуре, где один будет президентом, а другой премьер-министром.
На следующий день после концерта Медведев заявил в интервью российскому телеканалу НТВ, что опечален тем, что его сделали участником каких-то соревнований, но это никак не отразилось на его отношениях с Сергеем Борисовичем Ивановым. Журналист спросил, танцевали ли они на концерте. 41-летний Медведев ответил, что только аплодировали.
Какая возможность упущена, посетовал обозреватель "Независимой газеты". Читатель, возможно, думает, что трястись под Deep Purple - невеликое дело. Но это великое дело, если проблему 2008 года можно решить таким танцем. Кто лучше танцует, тот и президент, писал журналист.
Рейтинг популярности Путина превышает 70%, его власть централизуется, и в этой ситуации, считают многие в России, президентское одобрение - главный фактор в том, кто сменит его. Это означает, что нынешнее состязание между Медведевым, Ивановым и другими потенциальными кандидатами за одобрительный кивок большого человека вполне может оказаться важнее для определения курса России, чем выборы 2008 года.
Личностные черты и цели победителя могут толкнуть страну либо к дальнейшему усиления авторитаризма, либо к менее централизованной и более демократической политической системе.
Российская конституция запрещает президенту занимать пост три срока подряд, и Путин неоднократно говорил, что он против ее пересмотра, разрешающего ему остаться у власти после 2008 года. Но в октябрьском выступлении, транслировавшемся по национальному телевидению, он высказал предположение, что сможет оказывать влияние и после того, как оставит должность.
Это высказывание многие восприняли как указание на то, что Путин, возможно, будет стремиться править, находясь на другом посту, например премьер-министра, либо примеряет на себя роль, которую играл ныне покойный Дэн Саопин, уйдя на пенсию со своих постов.
54-летний Путин пользуется поддержкой более чем двух третей парламента, так что не прекращаются разговоры о том, что для него могут найти способ остаться президентом. По одному из сценариев, он уступит напору общественного мнения и разрешит изменить конституцию.
Но если он уйдет, а многие наблюдатели полагают, что так и будет, ясно, что у того, кого он назовет преемником, велики шансы быть избранным. Июльский опрос, проведенный уважаемым социологическим агентством "Левада Центр", показал, что 40% респондентов проголосуют за кандидата, предложенного Путиным, и лишь 14% отдадут предпочтение кому-то другому.
Пока кремлевская элита объединена вокруг одного кандидата, он может рассчитывать на очень благоприятное освещение на всех национальных телеканалах, которые принадлежат либо государству, либо государственным компаниям. Мало кто из наблюдателей думает, что у оппозиционного кандидата есть серьезные шансы преодолеть это преимущество.
"Если Путин назовет преемника и поддержит его, его шансы стать президентом чрезвычайно высоки, если не будет каких-то огромных сюрпризов, - заявил Сергей Марков, директор Института политических исследований, московского аналитического центра, связанного с Кремлем. - Практически в этом случае мы говорим о вероятности примерно в 99%".
По словам Маркова, он считает, что Медведеву и Иванову досталась внутренняя беговая дорожка.
В число других вероятных кандидатов, сказал он, входят президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин, спикер парламента Борис Грызлов, влиятельные представители президента в Южном и Центральном федеральных округах Дмитрий Козак и Георгий Полтавченко, губернатор Новгородской области Михаил Прусак и глава президентской администрации Сергей Собянин.
Марков также высказал предположение, что два ведущих фаворита могут работать командой: 53-летний Иванов будет кандидатом в президенты, понимая, что Медведев должен стать премьером.
"Вопрос еще не решен, и это лишь один из возможных вариантов", - заявил Марков.
Медведев и Иванов внезапно привлекли внимание как потенциальные преемники, когда их назначили вице-премьерами в ноябре 2005 года. Медведев ранее был главой администрации Путина, а Иванов добавил новый титул и полномочия к должности министра обороны.
Иванов, как и Путин, много лет работал в КГБ. Карьера в советской разведке в целом считается преимуществом для амбициозных чиновников после прихода Путина на пост президента в 2000 году.
Медведев начал свою карьеру как преподаватель права в Петербурге и советник по правовым вопросам.
"Сильная сторона Медведева в том, что он прозападный менеджер, - заявил Марков. - А слабая сторона - в том, что он не связан с людьми из аппарата спецслужб и пока не проявил себя как сильный лидер, способный принимать сильные решения. Пока что он кажется слишком мягким для такого поста".
Некоторые скептики задаются вопросом, не является привлечение всего внимания к Медведеву и Иванову после их назначения отвлекающим маневром, тогда как настоящий избранник Путина - это кто-то малозаметный.
"Я уверен, что ни Медведева, ни Иванова не назовут преемником, - сказал Дмитрий Орешкин, аналитик из Института географии Российской академии наук. - Шум вокруг них является не более чем "операцией прикрытия", выражаясь языком КГБ, с целью скрыть подготовку реальных планов".
"Если настоящий преемник будет назначен, он появится где-то за полгода до выборов, как кролик из шляпы или чертик из коробочки. Настоящий преемник сразу же совершит что-нибудь героическое, например победит Грузию путем молниеносной военной операции, что-то такого масштаба, и в результате выиграет выборы с огромным преимуществом".
Орешкин сказал, что по такому сценарию сильным претендентом является Якунин, глава железных дорог, близкий к Путину.
Хотя в официальной биографии Якунина нет упоминаний о связях с КГБ, его послужной список, включающий в себя работу в советской миссии в ООН, предполагает наличие таких связей.
Якунин "может быть вполне разумным и требовательным управленцем, он также большой сторонник сильного государства", сказал Орешкин. "В каких-то моментах он может стать еще суровее и жестче, чем Путин".
Михаил Делягин, президент московского аналитического центра "Институт проблем глобализации", напомнил о мнении многих наблюдателей, что Кремль разделен на две противоборствующие группировки - силовиков и либералов, к которым это название применяется в классическом, рыночном, а не политическом, левом смысле.
Силовики - это выходцы из КГБ или люди, как-то иначе связанные с обороной и безопасностью, политически они обычно выступают за более жесткую линию. В число либералов входят преимущественно экономические технократы, чье прошлое не связано со спецслужбами.
Медведева многие считают типичным представителем либерального лагеря, тогда как заместитель главы администрации Путина, 46-летний Игорь Сечин считается лидером силовиков.
Делягин отметил, что большинство аналитиков не рассматривают Сечина как кандидата в преемники. Но, как он подчеркнул, именно из-за того, что Сечин не входит в это список, его шансы, возможно, очень хороши.
"Сейчас он второй человек в стране, - заявил Делягин. - Он очень умен и очень влиятелен. Московские интеллектуалы любят смеяться над ним, но это свидетельствует лишь о близорукости московских интеллектуалов".
Делягин, известный критик Путина, предложил свой сценарий выборов.
Путин может уступить трон, но назначенный преемник "может заболеть сразу после выборов", сказал он, отметив, что конституция запрещает Путину не третий срок, а три срока подряд.
Путин, сказал он, может разрешить "товарищу Медведеву" стать президентом, но с пониманием того, что тот уйдет в отставку почти сразу же, ссылаясь на плохое здоровье.
В этом случае, заявил он, "проведут новые выборы, и Путин сможет принять в них участие".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях