Der Spiegel | 4 декабря 2007 г.
Красные противники Путина хотят оспорить результаты выборов
Кармен Эллер
На парламентских выборах коммунисты набрали 11% голосов. Теперь последняя оппозиционная партия в стране, которую еще терпят, разочарованно жалуется на обман. Товарищи хотят оспорить результат в Верховном суде
На двери его кабинета висит портрет Сталина, раскуривающего трубку. Позади письменного стола с листка календаря у него из-за плеча смотрит лидер коммунистов Геннадий Зюганов. А на постере справа колхозница победоносно поднимает руку.
Когда Владимир Соловьев, руководитель юридической службы ЦИК КПРФ, на следующий день после выборов, где сокрушительную победу одержала путинская "Единая Россия", приходит на работу, он - как обычно - ненадолго уходит мыслями в прошлое. Даже если выборы при Сталине не были ни свободными, ни справедливыми, сегодня он чувствует себя жертвой власти. "Была создана система, которая полностью манипулирует выборами, - убежден этот приземистый мужчина с усами. - Результат совпадает с тем, чего хочет власть, но не отражает реальной воли народа".
Еще до выборов КПРФ рассчитывала на фальсификацию, но была уверена, что ее результат будет не меньше 23%. Поэтому даже через день после выборов с лиц товарищей все еще не сошла краска. Они протестуют: перед прессой, на улицах, а скоро и в Верховном суде. Вечером демонстранты собрались недалеко от здания президентской администрации.
"Мы не верим данным Центризбиркома", - заявил вчера лидер коммунистов с серьезным выражением лица, облаченный в костюм в мелкую полоску. 11% голосов у коммунистов отняли и отдали их прокремлевским партиям ЛДПР и "Справедливой России", утверждает он. В Башкортостане или Мордовии сначала вообще не подсчитывали голоса. Список его жалоб длинный, и он будет еще расти.
Зюганов называет сегодня парламент машиной по штамповке законов: "Я хочу сказать власти: прекратите, вы угнетаете народ". Сегодня на официальном интернет-сайте партии Зюганов призывает своих сторонников к публичному протесту. И в прошлом компартия постоянно жаловалась на фальсификацию результатов выборов, но безуспешно. Теперь коммунисты стоят на распутье: следует ли им превратиться в беззубого тигра или стать серьезным противником Кремля?
Товарищи - противники, к которым власть относится терпеливо
Еще в 1990-х годах в Думе доминировали именно коммунисты. Но после 1999 года они уступили контроль пропутинскому лагерю. "Если рассматривать формально, то коммунисты - это оппозиция, но на самом деле они имеют много общего с политикой Путина", - говорит журналист Леонид Радзиховский, ведущий программы на радиостанции "Эхо Москвы". "Они ругают Запад и хаос 1990-х, они верные патриоты и православные христиане".
В отличие от настоящих "врагов Путина", которых заклеймили позором кремлевские лоббисты в одноименной книге, товарищи до сих пор оставались противниками, к которым власть относится терпеливо. Они беспрепятственно могли пройти по главной улице Москвы, Тверской, с листовками и флагами с праздничным шествием, посвященным 90-летней годовщине Октябрьской революции 1917 года, в то время как представители оппозиционного движения "Другая Россия" во время подобной акции были один за другим задержаны.
"Программа КПРФ - план народа!" - так звучит один из слоганов КПРФ, намекая на навязшие в зубах разговоры о "плане Путина". В одном из приложений газеты "Правда", посвященном выборам, красная предвыборная борьба расцвела странным цветом. Не по своей воле российские поэты агитировали за товарищей. Те, кто сегодня защититься уже не может, зато может перевернуться в гробу: Александр Пушкин, Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Примитивные четверостишья под их портретами были призваны агитировать за КПРФ.
В программе коммунистов частная собственность больше не является табу, члены партии не избегают общества Патриарха, а Зюганов недавно возложил цветы к могиле Сталина. Этот идеологический микс может кому-то показаться неприятным, но у избирателей партия тем не менее все еще пользуется популярностью. Ей на руку играет то, что в России нет социал-демократов.
Коммунистическая партия является в политическом спектре России неким отголоском из прошлого, сохранившейся силе которого западные наблюдатели могут только удивляться. Но партия на самом деле не идет против течения. Коммунисты до сих пор воздерживались от слишком сильной критики Кремля.
Зюганов хоть и подчеркнул на съезде партии, проходившем в сентябре в Москве, что Путин "сегодня обладает большей властью, чем египетский фараон, царь и генеральный секретарь ЦК КПСС вместе взятые", но вместе с тем он предпочитает ругать звериный оскал капитализма и потребительский бум, олигархов, евреев и коррупцию в США. "Влияние евреев растет не ежедневно, а ежечасно", - написал Зюганов в 1995 году в своей книге "Верю в Россию".
Дипломированный биолог выступает резко против переворотов. При помощи идеологии завтрашнего дня он борется за будущее России. Он выступает как человек из народа. Он знает, как придать мужества обычным людям. Он знает, как обратить печали избирателей себе на пользу. Без всякого высокомерия "дядя Зю", как называют его острые языки, обещает социальную безопасность в духе Советского Союза.
С того момента, как в 1993 году Зюганов пришел в Думу, он выступает на политической сцене страны как лидер КПРФ. Эти выборы стали пятыми для него, весной будущего года он в третий раз поборется за президентское кресло. Но даже если кампания коммунистов, возможно, и набирает обороты, реальность выглядит иначе, чем гласит девиз в центральном офисе: "От протеста до победы - один шаг".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях