La Repubblica | 4 декабря 2017 г.
Вот как финансируется фабрика фейковых новостей
Карло Бонини и Джулиано Фоскини
"Этот алгоритм так же древен, как человек. Он движет фабрикой "фейковых новостей", предприятием с тысячами IP, которое, по крайней мере, вот уже два года нагнетает онлайн яд, отравляющий интернет, социальные сети и вместе с ними общественные обсуждения. Кроме того, оно готовится повлиять на предвыборную кампанию в Италии, каковая уже имеет худшие предпосылки", - пишут журналисты итальянской газеты La Repubblica Карло Бонини и Джулиано Фоскини. "Этот алгоритм называется "деньги". Река денег, - продолжают авторы. - Она движется посредством баннеров интернет-рекламы и брокеров - среди них, как мы увидим, есть и российская компания, - которые о ней договариваются".
"Кто-то начал предлагать за рекламу невиданные до этого цены, - говорится в статье. - И банк держат те, у кого больше трафика, больше просмотров. Те, кто с налитыми кровью глазами делает вирусными темы, способные разделять. Те, кто замешивает ненависть или, скорее, вешает лапшу на уши по таким темам, как мигранты, безопасность, гомосексуальность, здравоохранение и, естественно, политика".
Как работает система, газете объяснил Леонардо Пиастрелла, 34-летний рабочий-машиностроитель на фабрике алюминиевых изделий в Терни (Умбрия), бывший панк с дипломом об окончании средней школы в кармане. В сети он был известен как Эрмес Майолика, самый известный создатель "уток" в Италии. Леонардо смеется сам с собой над этой не самой оригинальной находкой, которая превратила его из человека в тролля - "Пиастрелла (итал. "плитка". - Прим. ред.)... Майолика" - и которая годами его защищала, рассказывают авторы.
"Рынок "уток" намного проще, чем можно подумать, - рассказал Леонардо. - Есть те, у кого имеются деньги, - рекламные брокеры. И те, кто получает процент, - руководители сайтов. Чем больше у тебя трафика, тем больше денег ты получаешь за рекламу. Всегда говорилось, что уловка для большого трафика - это иметь хороший алгоритм, способный приспосабливать контент к настроению и предпочтениям аудитории". "У меня диплом средней школы, и алгоритмы я не изучал, - добавил Пиастрелла. - Мне было достаточно понять, что алгоритм - это формула, которая разрешает проблему. Я сказал себе: если существует алгоритм, решающий проблему, то должен существовать и контралгоритм, создающий проблему и преумножающий ее воздействие в плане создания вирусного контента. Так вот, создатели "уток" создают контралгоритмы. Они работают над обнаженными нервами групп обсуждения в соцсетях. Они понимают, какие темы могут потенциально их воспламенить, и дело сделано. Осталось поджечь".
"Однажды в дверь Леонардо и некоторых его друзей-хакеров и социальных инженеров начали стучаться рекламные брокеры, ?- пишут журналисты. - Они искали людей, делающих трафик, а создатели "уток" - короли трафика. Эти компании работают на рынке, где львиная доля всегда принадлежала Google Ads. Но с тех пор, как началась история с фейковыми новостями и Google ужесточил контроль, лишив рекламных дивидендов создателей "уток", освободилось пространство для новой формы конкуренции". Среди вышеупомянутых компаний есть Criteo, Chamaleon, Adnow. А полтора года назад на итальянском рынке появился стартап, отличающийся агрессивностью и доходностью: Clickio, передает издание.
Clickio - это скорее не стартап, а спутник. Материнская компания - это российская AdLabs, самая главная рекламная фирма страны, информирует издание. У нее есть офисы в Москве, Праге, на Кипре, а теперь и в Лондоне, где располагается коммерческое руководство, контролирующее итальянский рынок. Один социальный инженер рассказал газете на условиях анонимности, что Clickio не только предлагает тарифы в пять-шесть раз выше средних по рынку. Но в некоторых случаях она даже предлагает издателю напрямую или косвенно темы, на основе которых нужно строить контент. Под "косвенно" имеется в виду, что в качестве привилегированных клиентов выделяются те, кто в Италии пишет о мигрантах, исламском терроризме, преступлениях, совершенных иностранцами. Или те, кто славит Россию Путина.
Как сообщил изданию Давид Пуэнте, бывший консультант Casaleggio Associati, "один из самых способных, надежных и глубоких знатоков онлайн-коммуникации" в Италии, баннер Clickio связан (а следовательно, публикует рекламные объявления), по крайней мере, с тремя сайтами из числа тех, что эксперт постоянно мониторит в поисках "уток".
"Несколько недель назад я обнаружил сайты с "утками" на итальянском языке, принадлежавшие албанским парням из городка Лежа, - рассказал Пуэнте. - Это подтверждает, что в преддверии предвыборной кампании предложение "уток" должно возрасти".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях