Asahi | 4 февраля 2003 г.
Профессор, прикованный к инвалидной коляске, борется за свое возвращение в аудиторию
Редакция
Пять лет назад, когда профессор Тадааки Рикихиса перенес тяжелейшую операцию на шейном отделе позвоночника и узнал о том, что он никогда не сможет ходить и даже стоять, он подумал, что его жизнь на этом закончилась.
Врачи были вынуждены удалить ему почти все нервы в нижней области шеи, что привело к параличу всего организма. И все же Рикихиса решил не сдаваться.
Он не собирался расстаться с мечтой всей своей жизни: когда Рикихиса был еще учеником средней школы, его мать скончалась после продолжительной болезни и он решил посвятить всю свою жизнь делу, которое помогает людям сохранять здоровье.
Сейчас, пройдя изнурительную реабилитацию, 63-летний профессор фармацевтического университета Мэйдзи вновь преподает фармакологию, но уже не вставая с инвалидной коляски. Университет Мэйдзи находится в академическом городке Киёсэ в предместье Токио.
Он вернулся в университет два с половиной года назад, и с тех пор читает лекции три раза в неделю.
"Я стараюсь объяснять студентам, какие методы в медицине действительно помогают пациентам, на своем личном примере", - говорит Рикихиса.
Он читает лекции, лежа на спине в специальной инвалидной коляске, снабженной электронным оборудованием. Сидячее положение затрудняло бы его речь.
Профессор медленно говорит через микрофон и демонстрирует на экране слайды, которые он меняет при помощи пульта.
По его сигналу помощник меняет блоки слайдов, подготовленных перед лекцией.
Когда говорить становится трудно, профессор присоединяет микрофон к горловым клапанам и продолжает лекцию.
Рикихиса начал свою карьеру фармацевта в больнице университета Тиба.
Вдохновленный стойкостью матери, которая до конца сражалась со своей болезнью, Рикихиса целиком отдавал себя "науке ради жизни" и добился на медицинском поприще немалых успехов.
Став доцентом университета, он начал читать курс лекций студентам.
Осенью 1996 года Рикихиса почувствовал, что с его здоровьем происходит что-то неладное.
К этому времени он уже три года преподавал в фармацевтическом университете Мэйдзи.
Однажды он почувствовал, что его левая рука оцепенела. Он не мог ее поднять.
Во время медицинского обследования была обнаружена гематома вокруг кровеносных сосудов его шеи, защемляющая нервы в этой области.
В январе 1998 года ему была сделана операция в клинике префектуры Тотиги.
Врач, сделавший операцию, заверил что Рикихиса уже через неделю сможет покинуть клинику, а через 10 дней приступить к работе.
Однако после операции он практически утратил способность двигаться. Рикихиса был вынужден использовать колокольчик, привязанный к голове, чтобы позвать свою жену.
"Мы будем ждать Вас. Возвращайтесь непременно", - сказал Такэси Оиси, ректор университета, когда Рикихиса оставил университет для прохождения курса реабилитации.
После того как Рикихиса прошел курс лечения в трех токийских клиниках, он был в состоянии немного поднять правую руку.
Он приобрел кондоминимум недалеко от академического городка и начал испытывать инвалидные коляски, желая найти самую подходящую для чтения лекций.
В июне 2000 года Рикихиса вновь вернулся в университетскую аудиторию.
Многие коллеги сомневались, что с таким заболеванием Рикихиса сможет читать лекции, однако все старались его подбодрить.
"Поскольку мы являемся медицинским учебным заведением, для нас особенно важно, что профессор Рекихиса читает у нас лекции", - говорит один из преподавателей университета.
В августе на его лекциях присутствовали члены ректората.
И даже когда сам Рикихиса стал сомневаться в том, что он сможет читать лекции, ректорат попросил его продолжитль преподавание. В сентябре он вновь был в аудитории.
"Это был самый счастливый момент в моей жизни после операции, " - вспоминает он.
Теперь Рикихиса рассказывает студентам о том, как он боролся со своим заболеванием.
Он объясняет, какие слова докторов и медсестер могут поддержать больного, а какие только усиливают страдания пациента ? находясь в больнице, он прочувствовал и понял это слишком хорошо.
И действительно, целый ряд негативных моментов в национальной системе здравоохранения, в том числе и черствое отношение отдельных врачей к своим пациентам, заставили профессора пересмотреть его взгляд на профессию медицинского работника.
"Я была поражена, когда впервые его увидела. Он преподает очень старательно, и мы все высоко оцениваем его лекции. Но самое ценное для нас ? это его собственный опыт борьбы с недугом, - говорит одна из студенток. - Все это заставляет меня серьезно думать о том, какое направление в медицинской области я выберу в дальнейшем".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях