The Guardian | 4 февраля 2003 г.
Звуки советской музыки
Питер Робинсон
Заняв своей песней "Все, что она говорила" первое место в хит-параде, скандальный российский дуэт "Тату" стал всеобщей темой для разговоров. Будучи псевдо-лесбийским творением бывшего детского психолога Ивана Шаповалова, дуэт вошел в число тех немногих российских поп-певцов, кто добился международной известности. Однако в какой мере они представляют российскую поп-музыку на самом деле?
Если говорить о двусмысленности, то ближайшие соперники "Тату" - группа "Стрелки", видеоролик которых "Ты бросил меня" был в 1999 г. запрещен к показу из-за сцен секса, наркотического опьянения и убийства. "Стрелки" - это российский аналог Spice Girls. Незаметно, правда, чтобы дуэт "Тату" был смоделирован по образцу и подобию какой-нибудь западной группы, однако основная масса российских певцов все же тяготеет к копированию уже состоявшихся имен.
Одна из таких отраженных звезд - Алсу, российская Бритни. В 2001 г. она запела на английском, что вызвало резкое неприятие у ее российских поклонников. Дело не выгорело: несмотря на мощную поддержку, ее единственный диск, выпущенный в Британии, занял отнюдь не головокружительное 27-е место.
На счету чрезвычайно популярной в России группы "На-на" пять платиновых альбомов, и российский министр культуры даже предлагал отправить "нанайца" в космос, однако международный успех группы выражается в том, что ее бывший участник озвучил Plasticine Backstreet Boy в одной из серий Celebrity Death Match.
Создается впечатление, что российская поп-музыка пока лишь стремится обрести свое собственное лицо, но надо иметь в виду, что шоу-бизнес здесь появился, строго говоря, только в начале 90-х. В советские времена западные певцы либо игнорировались, либо запрещались, и существовала только одна фирма грамзаписи - "Мелодия". Прямое следствие этого - по-прежнему второе место России по выпуску пиратской музыкальной продукции.
Пустив корни за последнее десятилетие, российская музыкальная индустрия с неизбежностью стала столь же безжалостной и корыстной, как и всякая прочая. Огромную роль в формировании музыкальных вкусов здесь сыграла MTV, действующая по схеме "плати и пой". В результате такой политики многие новые, независимые певцы были изгнаны с поп-рынка.
Тем не менее в стороне от коммерческой сцены набирают силу и другие музыкальные стили. До прошлого года, когда на международную арену попыталась выйти группа ППК с альбомом Resurrection, в верхней десятке британского хит-парада и близко не было россиян. Однако сейчас новая волна певцов борется за международную известность.
Кто знает, услышат ли кого-нибудь из этих певцов за пределами России. Британский хит-парад этой недели наводит на мысль, что "Тату" начинает экспансию российской музыки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях