The Economist | 4 февраля 2005 г.
Странная пара - Буш и Щаранский
Редакция
Интеллектуальный "любовный роман" Джорджа Буша
Когда вы видите на телеэкране Джорджа Буше или думаете о нем, вряд ли слово "интеллектуал" станет одним из первых, которое придет вам на ум. Буш учился в лучших учебных заведениях, которые можно окончить благодаря большим деньгам своей семьи, не засиживаясь над книгами. В школе Буш создал бейсбольную команду, назвав ее "Мужественные", а в Йельском университете был известен своим умением делать "крокодила" - танец, во время которого человек падает на пол и вращается по кругу. В Гарвардской школе бизнеса он запомнился тем, что носил ковбойские сапоги и жевал табак.
Но несколько месяцев назад этого "славного парня" восхитила книга еврейского интеллектуала, посвященная абстрактным темам. Прочесть книгу Натана Щаранского "В защиту демократии: сила свободы в победе над тиранией и террором" Буш рекомендует почти каждому своему собеседнику (включая Кондолизу Райс, которая упомянула эту книгу в своем выступлении на слушаниях в сенате, посвященных утверждению ее кандидатуры на должность госсекретаря США).
Через девять дней после победы на президентских выборах Буш встретился в Белом доме с самим Щаранским и больше часа обсуждал с ним его новое произведение.
Безусловно, Буш встретился с Натаном Щаранским не из-за одного желания упрочить отношения между Соединенными Штатами и их давним союзником Израилем. Чем же так очаровал Щаранский американского президента? Щаранский, министр без портфеля в правительстве Ариэля Шарона, испытывает особое расположение к политикам крайне правого толка. Так, он участвовал в демонстрациях протеста еврейских поселенцев против планов Шарона по выводу поселений из Газы, а также критиковал недавние выборы в Палестине как "несвободные". Натан Щаранский - один из тех политиков, кто больше всего раздражает лидеров "старой Европы".
Бушу нравится книга "В защиту демократии" по простой причине. "Эта книга даст вам представление о том, о чем я говорю, поэтому я советую вам прочесть эту книгу", - сказал президент корреспонденту журнала Time Джону Диккерсону.
Кое-кто посчитал новую книгу частью плана Израиля по усилению своего влияния. Но на самом деле это скорее взаимное притяжение двух людей с одинаковыми взглядами, чем попытка с помощью печатного слова манипулировать президентом. Щаранский в данном случае стал не столько "гуру" для Буша, сколько "голосом" Буша.
В книге Щаранского - три главных тезиса. Первое: существующий политический курс не оправдал себя, его можно назвать банкротом. Америка не может потворствовать диктаторским режимам, таким как режим Саудовской Аравии, которые пытаются сохранить стабильность у себя в стране, "экспортируя ненависть" в другие части мира. Второе: демократия - это лучшая защита от агрессии. Третье: мир разделился между добром и злом.
Многих политиков раздражает то, что Буш видит мир только в белом и черном цветах. Его восхищение книгой Щаранского дает понять, что Буш сохранит такое же восприятие мира во время своего второго президентского срока. Щаранский видит мир черно-белым, как противостояние добра и зла, свободных и несвободных обществ. Щаранский заработал право иметь такие взгляды во время своего героического прошлого, когда он был советским диссидентом.
"Доктрина свободы" Буша - Щаранского подвергается резкой критике после выступления Буша на церемонии инаугурации (некоторые сказанные тогда фразы Буша почти слово в слово повторяют написанное в книге Щаранского). В большинстве случаев критические высказывания показывают недостатки самих критиков.
Например, мнение подобных Майклу Муру приверженцев левых взглядов о том, что на самом деле Буш не верит тому, что он говорит о демократии, не выдерживает никакой критики, учитывая силы и средства, затраченные Америкой на то, чтобы в Афганистане и Ираке могли состояться выборы. Другие считают, что Буш подходит к разным странам с разной меркой, так, он подвергает жесткой критике Иран, но не Северную Корею. Но разве в политике не нужно выбирать приоритеты?
Тем не менее, можно высказать два существенных критических замечания по поводу доктрины Буша. Во-первых, демократия вряд ли принесет мир, если при этом она будет ассоциироваться с чувством несправедливости. Щаранский считает, что чувство гнева у палестинцев искусственно создано палестинской и арабской элитой, которые используют эти эмоции, чтобы удержаться у власти. Поэтому для того, чтобы палестинцы превратились в миротворцев, надо первым делом сделать из них демократов. Но гнев палестинцев основан на их чувстве, что их страна украдена (и не в последнюю очередь друзьями-поселенцами Шарона). Демократия просто может дать им другой способ выразить свой гнев, а именно: проголосовать за "Хамас" на выборах в местные органы власти. Если Буш имеет серьезные намерения установить мир на Ближнем Востоке, то он должен прислушаться к более объективному политику, чем Щаранский.
Наконец, вы не можете распространять по миру добро, если сами не придерживаетесь этих стандартов. Щаранский утратил свой авторитет в "палестинском вопросе", так как он молчал по поводу страданий палестинцев. Когда Буш говорит об освобождении заключенных, остальной мир вспоминает узников американской базы Гуантанамо.
Проблема новой доктрины Буша заключается в том, что он сам не в должной мере следует принципам демократии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях