The Guardian | 4 февраля 2008 г.
Пора прекратить потакать России
Марк Макдональд
Нарушения прав человека, которые совершает Россия в отношении собственных граждан, должны заставить нас занять единую позицию против этой мощной мировой силы
Президент России Владимир Путин - вовсе не "хромая утка". Несмотря на приближение окончания срока правления, оговоренного в конституции, он готовится стать самым влиятельным в истории России премьер-министром - в стране, которая постоянно закрывает глаза на нарушения прав человека.
Влияние президента Путина на СМИ так велико, что он остается неопровержимо популярным, хотя и проводит политику, которая в любой другой демократической стране в мире привела бы к свержению правительства.
Как юрист в области прав человека, я был шокирован, когда услышал о положении Василия Алексаняна. В 2006 году, всего через три дня после назначения исполнительным вице-президентом российского нефтяного гиганта ЮКОС, он был арестован по обвинениям в хищении и отмывании денег. Затем Алексаняну, отцу-одиночке четырехлетнего сына, поставили диагноз ВИЧ/СПИД - это состояние в России означает клеймо позора.
Прошло уже почти 2 года, а Алексаняну отказывают в медицинском лечении и он до сих пор за решеткой. Более того, его перевели в инфекционное подразделение, где он заразился туберкулезом. Туберкулез - это одна из самых страшных инфекций для больного СПИДом, так как опасные последствия этого заболевания провоцируются иммунной системой. Любое ретровирусное лечение СПИДа будет нацелено на иммунную систему организма и в результате ухудшит проявления туберкулеза.
Сейчас Алексанян находится в критическом состоянии. Помимо туберкулеза, он слепнет. Европейский суд по правам человека уже четырежды посылал ноты с требованием перевести Алексаняна в специализированную клинику для больных СПИДом - но российское государство проигнорировало эти предписания. Алексанян так и не предстал перед судом. Его содержание в следственном изоляторе было одобрено, хотя государство так и не смогло выдвинуть доказательства его вины, а его заключение было продлено до 2 марта 2008 года, несмотря на, что установленный российским законом 12-месячный лимит истек в апреле 2007 года.
Однако Россия бросила Алексаняну самый жестокий "спасательный трос". Алексаняну предложили освобождение и медицинские услуги в обмен на показания против бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, который также находится в тюрьме. Алексанян утверждает, что у него нет сведений против Ходорковского, однако обоих завертел трагический танец.
Если Алексанян даст ложные показания, он может спасти свою жизнь. Если Ходорковский признает себя виновным в преступлении, которого, по его словам, он не совершал, он может спасти жизнь своему бывшему коллеге. Вместо этого он объявил голодовку, отказываясь и от еды, и от питья. В заявлении, сделанном через адвокатов, он указал: "... я поставлен перед невозможным моральным выбором: признаться в несуществующих преступлениях, спасти тем самым жизнь человека, но сломать судьбы невиновных, записанных мне в "соучастники".
В мире не может быть демократии, где судебная власть замешана в такой жестокости. Однако миру все равно. Требования к России в связи с ее обращением с собственными гражданами - а после покушения на Александра Литвиненко и с британскими гражданами - упали так низко, что стандартный ответ звучит так: "Ну, что вы хотите, это же Россия".
И в этом нет ничего хорошего. Мы являемся свидетелями возникновения мощной в экономическом и военном отношении и тревожно националистической мировой силы. Неуважение, которое российское государство проявляет к правам собственных граждан, должно объединить мир и заставить занять единую позицию. Василий Алексанян, вероятно, умрет в тюрьме, без суда, а его сын станет сиротой. Если остальной мир не отреагирует, мы будем сожалеть о своей политике потакания.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях