The New York Times | 4 февраля 2011 г.
В Египте и Тунисе - уроки для диктаторов всего мира
Кристина Фрилэнд, Reuters
Для "авторитарного интернационала" последние две недели выдались трудными, отмечает белорусский политолог и автор термина Виталий Силицкий. "...Подобно тому, как "авторитарный интернационал" почерпнул силу из китайской модели и инспирированного ею так называемого "пекинского консенсуса", восстания в Египте и Тунисе вызывают у неизбранных лидеров во всем мире беспокойство", - пишет The New York Times. "Если бы я был Ху Цзиньтао, я бы сейчас нервничал", - сказал по этому поводу президент института "Открытое общество" Арье Найер.
"Если вдруг вы диктатор, то самое жуткое в египетском восстании - это его внезапность", - полагает автор статьи, колумнист Reuters Кристина Фрилэнд. "Эти процессы носят нелинейный характер... Протестное движение опередило ведущих политиков как в Египте, так и на Западе", - вторит ей глава инвестиционной компании Pimco Мохамед Эль-Эриан. По его мнению, ахиллесовой пятой режима Мубарака является разрыв между слоем суперпривилегированных и всеми остальными. "Урок истории состоит в том, что наиболее хрупкие авторитарные режимы - это не обязательно самые бедные из них, а зачастую те, в которых экономика функционирует довольно хорошо, но доходы делятся несправедливо. Отсюда, например, жалобы тунисцев на обогащение жены свергнутого президента Лейлы Трабелси и ее семьи", - конкретизирует Фрилэнд.
Ближневосточные события практически не отразились на официальной программе Давосского форума, однако в кулуарах о Египте говорилось много, и "одними из самых заинтересованных наблюдателей, не считая арабских участников, были русские". Оппозиционер Борис Немцов объясняет это тем, что "в России многие усматривают прямые параллели между Мубараком и Путиным", поскольку "оба режима коррумпированы и основным содержанием обоих режимов является обогащение небольшой группы людей вокруг лидера". Он не уверен, что российское руководство сделает выводы из событий в Тунисе и Египте, ведь в России есть нефть. Впрочем, "российский режим настолько коррумпирован, что ему необходим постоянный рост цен на нефть. Нефть Путина не спасет", заключил он.
"Хотя с авторитарными плутократами работать легче, чем с диссидентами, ... близость к активистам оправданна не только с нравственной, но и с прагматической точки зрения" - такой урок из ближневосточных событий, считает Фрилэнд, должен вынести Запад. В борьбе с авторитарными режимами самое сложное начинается уже после их свержения, указывает автор, ссылаясь на "неутешительные" результаты работы правительств, пришедших к власти после цветных революций: "Чтобы предотвратить столь же неутешительный второй акт в арабском мире, требуется нечто, что можно было бы назвать "демократическим интернационалом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях