Le Temps | 4 февраля 2016 г.
Турция, Израиль, Россия: время реального права
Пьер Азан
Мир вступает в эпоху реального права (Realjuridik) - новой реальности, в которой сталкиваются дискурсы о правах человека, развитии международного правосудия и соотношении сил разных стран, пишет профессор Университета Нешателя Пьер Азан в Le Temps. "Реальное право используется государствами для оправдания своего политико-этического видения истории в сочетании с максимально эффективной защитой своих интересов в ходе конфликта или кризиса. На основании реального права государства пытаются навязать общественному мнению свою версию фактов, перераспределяя роли жертв и военных преступников", - пишет Азан.
Сегодняшние отношения между Россией, Турцией и Израилем являются характерным примером применения реального права каждым из участников, продолжает автор. Политический кризис, разыгравшийся между Москвой и Анкарой, принял форму законопроекта об осуждении геноцида армян, внезапно внесенного в Госдуму одним из депутатов президентской партии. А ведь еще год назад у лидеров двух стран были отличные отношения, а геноцид армян никого в Думе не интересовал, отмечает Азан.
Оказавшись в обороне из-за экономических санкций Москвы, касающихся, в частности, поставок газа, Турция немедленно приступила к сближению с Израилем, который как раз ищет каналы сбыта для недавно обнаруженного у его берегов газа. Однако для общих экономических интересов было серьезное препятствие - отношения, испорченные инцидентом 31 мая 2010 года, когда израильские солдаты разгромили гуманитарный конвой турецкого НКО, направлявшийся в сектор Газа. Никогда еще из-за одного происшествия не создавалось столько комиссий по расследованию, выступавших каждая со своим докладом.
"Неудивительно, что каждый доклад обосновывал с позиций международного права точку зрения тех, кто его заказывал, - пишет Азан. - Сегодня из-за российских санкций и экономической необходимости пришло время для сближения правительств Реджепа Эрдогана и Биньямина Нетаньяху. И сразу же юридические баталии комиссий по расследованию и судов утратили силу и стали контрпродуктивными".
Переговоры между Анкарой и Иерусалимом пока не завершились, но уже очень далеко продвинулись, продолжает издание. Израильский премьер-министр извинился за эпизод с флотилией и распорядился перечислить компенсации жертвам. Начались переговоры о смягчении блокады сектора Газа. В свою очередь, турецкие власти обязались прекратить все преследования израильских должностных лиц, причастных к этому инциденту, а о 18 тыс. лет тюремного заключения, на которых настаивало турецкое правосудие, быстро забыли. Начались переговоры о строительстве подводного газопровода между двумя странами. "Когда национальные интересы требуют, реальное право подстраивается", - резюмирует Азан.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях